Правила содействия граждан органам осуществляющим ОРД

Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, может быть гласным и негласным (конфиденциальным). Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении ОРМ, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий.

В отдельных случаях (например, для использования услуг содействующего лица в качестве специалиста при проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «исследование предметов и документов») с вышеуказанными лицами могут заключаться контракты с выплатой денежного вознаграждения за оказанные услуги. Контракт (договор) составляется в двух экземплярах, один из которых остается в оперативном подразделении и служит отчетным документом о расходовании денежных средств, а второй вручается лицу, содействие которого используется. В случае нарушения контрактных (договорных) обязательств наступают последствия, вытекающие из действующего гражданского законодательства.

Результаты содействия вышеуказанных лиц оформляются объяснениями и актами, которые хранятся в материалах дел оперативного учета, а также направляются в установленном порядке в орган дознания, следователю или в суд. Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина сохранить в тайне сам факт оказания помощи оперативным подразделениям. Как правило, вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с оперативным подразделением.

Однако это не исключает случаев, когда правоохранительный орган в лице своих должностных лиц из тактических соображений или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению ОРМ, конфиденциальность такого содействия. Она означает, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат разглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами. Существует два вида рассматриваемого привлечения граждан: содействие и сотрудничество.

Интересно
В зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечении производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе.

Конфиденциальное сотрудничество представляет собой правовое отношение между уполномоченным на то должностным лицом (оперативником) и отдельным человеком, изъявившим согласие оказывать осуществлению ОРД и достижению ее целей содействие на доверительной и негласной основе и, возможно, на определенных условиях (условия могут быть оговорены в контракте).

Единственным основанием для привлечения лица к участию в ОРД является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач ОРД. Все иные возможные основания для привлечения лица к участию в ОРД незаконны. Среди общих условий выделяют две группы: обязательные и факультативные.

Известны три обязательных условия, которые выработаны теорией или нормативно закреплены в ФЗ об ОРД:

  • Во-первых, к участию в ОРД можно привлекать только физическое лицо, но не юридических лиц, какие-либо общественные организации и т.п.
  • Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально, на конфиденциальной основе. Не разрешается привлекать граждан на «общем собрании», одновременно двух и более лиц.
  • В-третьих, согласно ст. 17 ФЗ об ОРД, требуется согласие лица. Согласие – это утвердительный ответ на предложение (просьбу) оперативника оказывать помощь или, наоборот, просьба лица разрешить ему помогать в случае инициативного обращения в оперативное подразделение. При даче согласия лицо должно действовать с пониманием.

Инициатива о возможном сотрудничестве может исходить от оперативника. Однако решение о нем принимает привлекаемое лицо, и решение должно быть выражено недвусмысленно, утвердительно (в частности, именно поэтому сообщения от анонимов не должны признаваться содействием, которое соответствует требованиям, предъявляемым к лицу согласно ст. 17 ФЗ об ОРД). Для получения у любого лица согласия оперативники не вправе использовать физическое или психологическое насилие. Следует отличать направленность умысла лица при выражении согласия от мотивов, которыми он при этом руководствовался. Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).

Факультативные условия привлечения лица к подготовке или проведению ОРМ называются так потому, что относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе.

Первым из этих условий является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества, вторым – заключение контракта. В частности, для реализации права на заключение контракта, которое имеет каждое лицо, привлекаемое к сотрудничеству на негласной основе, оперативник обязан сообщить лицу, привлекаемому к конфиденциальному сотрудничеству, о предоставленной ФЗ об ОРД возможности заключения последним контракта. Конфиденциальное сотрудничество граждан по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям оперативных работников активную разведывательно-поисковую деятельность.

Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе – длительность, устойчивость отношений между гражданином и оперативным подразделением.

Конфиденциальность как специфическое правовое отношение между двумя сторонами (представителем государства и гражданином) характеризуется наличием определенных обязанностей и прав у обеих сторон, а также соответствующей ответственности. В частности, у граждан осуществляющих конфиденциальное сотрудничество на контрактной основе кроме общих прав и обязанностей, характерных для всех лиц, оказывающих содействие, и закрепленных в ст. 17 и других статьях ФЗ об ОРД (см. ч. 5 ст. 6, ч. 4 ст. 16 и ч. 5 ст. 18), возникают и специфические, так называемые исключительные права и обязанности. Они изложены либо в некоторых статьях ФЗ об ОРД, либо предусматриваются в контракте.

Непосредственно в ФЗ об ОРД указаны следующие права граждан осуществляющих конфиденциальное сотрудничество на контрактной основе:

  • на заключение контракта с органом, осуществляющим ОРД (ч. 2 ст. 17);
  • на расшифровку; предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, а также о лицах, оказывающих или оказывавших оперативным подразделениям содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12), а сведения об этих лицах представляются соответствующим прокурорам только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21);
  • на исчисление трудового стажа и пенсионное обеспечение; период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими ОРД, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан; указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством (ч. 6 ст. 18);
  • на единовременное пособие и пенсию по инвалидности; при получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативным подразделением, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении ОРМ и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с оперативным подразделением, указанному лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности (ч. 9 ст. 18).

Для лица, изъявившего желание оказывать содействие в осуществлении ОРМ на конфиденциальной основе, законодатель установил две обязанности. Первая состоит в том, что лицо должно сохранять в тайне сведения, ставшие ему известными в ходе подготовки или проведения ОРМ (см. ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД). Она обусловлена принципом конспирации и сутью конфиденциального сотрудничества, в ходе которого лицо становится обладателем конфиденциальной информации.

Вторая – не предоставлять заведомо ложную информацию (см. ч.1 ст. 17 ФЗ об ОРД). Она связана, с одной стороны, с необходимостью не допустить оговора кого-либо, а с другой – не допустить отвлечения оперативных сил и средств на ложный объект, т.е. направить ОРО по ложному следу, заведомо не позволяющему решить конкретную задачу ОРД и достичь цели – обеспечить защиту охраняемого объекта от преступных посягательств.

В данном случае заведомая ложность сведений означает следующее: конфидент сознает, что сообщает оперативнику информацию, которая полностью или частично не соответствует действительности, предвидит, что своим сообщением вводит в заблуждение оперативника, и желает таким образом ввести его в заблуждение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)