Правовая основа материально-финансового обеспечения ОРД

Стабильное и достаточное финансирование оперативно-розыскной деятельности является одним из главных постулатов эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности. Это связано с тем, что проведение ряда оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение использования в специальной техники, так называемых специализированных объектов, решение вопросов социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, обеспечение конспирации объективно требуют значительных финансовых затрат.

Для эффективного осуществления ОРД в целом и проведения отдельных видов дорогостоящих оперативно-розыскных мероприятий требуют значительных финансовых затрат. Практика показывает, что эффективное проведение отдельных мероприятий может быть прямо пропорционально затратам.

Финансирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодными заявками. В законе о федеральном бюджете на очередной год отражаются выделяемые Правительством Российской Федерации соответствующему государственному органу ассигнования на оперативно-розыскную деятельность. Размеры таких ассигнований составляют государственную тайну.

Материально-финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности, предусмотрено рядом нормативно-правовых актов. Основным из них является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который предусматривает выплату денежного содержания либо вознаграждения лицам, оказывающим содействие на гласной и негласной основе помощь оперативным подразделениям и оплату оперативных расходов, связанных с их участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В частности, возмездный характер сотрудничества с конфидентами предусмотрен ст. 15 ФЗ об ОРД где закреплено, что при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют права:

  • устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;
  • использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.

Возможность выплаты денежного вознаграждения, компенсационных выплат лицами, сотрудничающими с оперативными подразделениями либо оказавшими им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, закреплена так же в ст. 18 ФЗ об ОРД. Статья 19 ФЗ об ОРД закрепляет ограниченный перечень источников финансового обеспечения государственных органов – субъектов ОРД. Это средства федерального бюджета. Закон прямо закрепляет, что обеспечение ОРД относится к расходным обязательствам РФ. Это свидетельствует о том, что оперативно-розыскная деятельность финансируется из госбюджета и государство берет на себя все расходы, связанные с данной деятельностью.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях реализации статьи 19 ФЗ об ОРД приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. № 103н утверждено Положение о порядке финансирования за счет средств федерального бюджета оперативно-розыскных мероприятий. Иные источники финансирования, кроме указанных в федеральном законе, не предусмотрены, следовательно, не могут признаваться законными и допустимыми. Это связано с тем, что оперативные подразделения не могут и не должны находиться на финансировании коммерческих организаций, что таит опасность их «приватизации».

Кроме того, отслеживание расходов финансовых средств, выделяемых безналичным путем, может повлечь расшифровку источников негласной информации, специализированных и иных объектов, обеспечивающих конспирацию либо задействованных в этом виде деятельности, что небезопасно с точки зрения обеспечения конспирации в ОРД. В соответствии со статьей 19 ФЗ об ОРД, контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. При этом представители Минфина специально уполномоченные на осуществление контроля должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)