Государственные органы уполномоченные на осуществление ОРД и их специфические задачи

Анализ ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» свидетельствует о том, что правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены органы, законодательно уполномоченные государством. Более того, этим правом наделены не в целом органы, а только оперативные подразделения, структурно-входящие в эти органы.

В соответствии с ст. 13 ФЗ «Об ОРД» право осуществлять ОРД на территории Российской Федерации предоставлено оперативным подразделениям следующих государственных органов:

  • органов внутренних дел;
  • органов Федеральной службы безопасности;
  • федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;
  • таможенных органов;
  • Службы внешней разведки;
  • Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит ОРМ только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других субъектов ОРД.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только Федеральным законом, т.е. указанный перечень на данный момент является исчерпывающим.

Органы, осуществляющие ОРД, следует отличать от некоторых других государственных и негосударственных субъектов. Так, отличие оперативно-розыскных органов от правоохранительных органов заключается в том, что, с одной стороны, не все оперативно-розыскные органы являются исключительно правоохранительными (например, Служба внешней разведки РФ), а с другой – не все правоохранительные органы являются оперативно-розыскными (в данном случае органы прокуратуры не наделены правом осуществления ОРД). В соответствии с ст. 13 ФЗ «Об ОРД» руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.

Оперативные подразделения отличают следующие признаки:

  • создаются в составе правоохранительных органов (органы внутренних дел, таможенные органы, органы федеральной системы исполнения наказаний) и органов государства, обеспечивающих его безопасность (ФСБ, органы государственной охраны, внешней разведки);
  • выполняют задачи, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством, в соответствие со своей компетенцией;
  • реализуют оперативно-розыскную функцию адекватно определенным полномочиям, сочетая в их рамках гласные и негласные методы работы;
  • работают под руководством должностного лица, несущего персональную ответственность за деятельность оперативного подразделения, в частности за подбор и расстановку оперативных работников, качественное выполнение ими своих должностных инструкций;
  • обеспечивают осуществление оперативно-розыскной деятельности, координируя свою работу с иными оперативными подразделениями и другими (не оперативными) службами своего ведомства, а также с иными органами, осуществляющими ОРД.

В зависимости от осуществления оперативно-розыскных мероприятий различают два вида оперативных подразделений:

  • осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме (основные оперативные подразделения, инициаторы ОРМ);
  • осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в ограниченном виде (вспомогательные, обеспечивающие проведение ОРМ).

Правовую основу деятельности оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, составляют Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», иные законы, подзаконные и ведомственные нормативные акты. Остановимся на вопросах компетенции каждого органа в отдельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)