Порядок обжалования действий и ответственность органов и должностных лиц нарушающих права и свободы граждан

Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Это право обеспечивается возможностью обжалования решений и действий органов государственной власти и должностных лиц в суд, а при исчерпании внутригосударственных средств правовой защиты и в межгосударственные органы по защите прав и свобод.

Интересно
Положения ст. 46 Конституции конкретизируются в Законе «Об ОРД» в ч. 3 ст. 5. В соответствии с данной статьей действия органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, могут быть обжалованы лицом, полагающим, что его права и свободы нарушены, в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд. Лицо, полагающее, что его права и свободы нарушены, свободно в выборе органа, в который он обращается с жалобой.

Под вышестоящим органом, осуществляющим ОРД, понимают оперативное подразделение (орган) того же министерства или ведомства, которое наделено административно-властными полномочиями относительно органа, на действия которого поступила жалоба. Принесение жалобы в вышестоящий орган исключает одновременное обращение лица в суд. Лицом, полагающим, что действия оперативно-розыскных органов привели к нарушению его прав и свобод, может быть изучаемое лицо (объект оперативной заинтересованности, фигурант); гражданин, оформляющий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, или подлежащий проверке по иным основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 Закона «Об ОРД»; любой иной гражданин РФ (лицо без гражданства, иностранный гражданин или подданный), обоснованно считающий себя ущемленным действиями соответствующего министерства или ведомства.

Под действиями, которые могут быть обжалованы, следует понимать прежде всего ОРМ, указанные в ч. 1 ст. 6 Закона «Об ОРД». Под нарушением прав и свобод лица понимают деяние (действие или бездействие) должностного лица (как правило, оперативника), совершенное вопреки предписаниям оперативно-розыскного законодательства. Незаконные действия могут быть обжалованы, если их итогом явилось либо прямое нарушение прав (свобод) лица, либо создание препятствий осуществлению лицом его прав (свобод), либо незаконное возложение на него определенной обязанности или незаконное привлечение к одному из видов ответственности.

Обжаловать действия оперативно-розыскных органов вправе исключительно само «полагающее» лицо или его законный представитель, но не кто-либо другой. Указанная норма не предусматривает, но и не запрещает обращение и непосредственно в тот орган, действия которого, по мнению автора жалобы, привели к нарушению его прав и свобод. В этом случае начальник органа может лично провести проверку жалобы и принять меры к устранению допущенных нарушений либо направить жалобу по инстанции, но в любом случае заявителю должен быть дан письменный ответ.

На основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) вышестоящий в порядке подчиненности орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

  • три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • один месяц со дня получения гражданином уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Нарушение прав и законных интересов при проведении ОРМ может иметь следствием причинение морального вреда и (или) имущественного ущерба. И в том, и в другом случае наступает гражданско-правовая ответственность, если установлено, что действиями органа (должностных лиц), осуществляющего ОРД, были нарушены положения регламентирующих ее законов и подзаконных нормативных актов, вина органа, осуществлявшего ОРД (должностных лиц), причинная связь между ОРМ и причинением вреда.

Поскольку органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, являются подразделениями государственных органов, вред, причиненный в результате осуществления ОРД, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 1069 ГК РФ. Исковое производство по возмещению вреда может быть возбуждено как по заявлению лица, которому причинен имущественный ущерб или моральный вред, так и по заявлению прокурора. Ответчиком по иску является государственный орган, в структуре которого находится оперативное подразделение, а не конкретные должностные лица. Нарушение норм ФЗ «Об ОРД» – это противоправное действие (бездействие) лица, которое посягает на порядок, установленный законом.

Субъектами, подлежащими ответственности, согласно требованиям ФЗ «Об ОРД» могут быть следующие лица:

  • государственные органы, осуществляющие ОРД перечисленные в статье 13 ФЗ «Об ОРД»;
  • должностные лица этих органов, непосредственно осуществляющие ОРМ, а равно руководящие их осуществлением или контролирующие их;
  • должностные лица, санкционирующие осуществление отдельных ОРМ или надзирающие за их законностью: судьи, прокуроры;
  • отдельные граждане, привлеченные к сотрудничеству с оперативно-розыскными органами;
  • иные физические и юридические лица, нарушающие предписания ФЗ «Об ОРД» (ч. 6 ст. 6 « запрещается проведение ОРМ и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации не уполномоченными на то ФЗ «Об ОРД» физическими и юридическими лицами»).

Под ответственностью понимается юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом (физическим или юридическим лицом) возложенных на него ФЗ «Об ОРД» обязанностей. Основными видами ответственности являются дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Дисциплинарная ответственность – это разновидность воздействия на нарушителей служебной или трудовой дисциплины путем наложения на лиц различных дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для должностных лиц и граждан за совершение ими административного правонарушения. Важнейшим актом, который регулируется порядок привлечения к этому виду ответственности, является КоАП. Военнослужащие, сотрудники оперативных подразделений (ФСО России, ФСБ России и др.) несут административную ответственность по дисциплинарным уставам. Материальная ответственность – в трудовом праве это ответственность работодателей и работников в сфере труда. Отношения, связанные с материальной ответственностью, урегулированы Трудовым кодексом РФ и некоторыми другими НПА.

Гражданско-правовая ответственность наступает при рассмотрении судом жалобы гражданина и признании незаконными действия (решения) оперативно-розыскного органа (ст. 1069 ГК РФ). Государственные органы, осуществляющие ОРД, могут подвергаться исключительно гражданско-правовой (гражданской) ответственности. Сотрудники государственных органов, имеющих право на осуществление ОРД, не привлекаются к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа начальника, а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Материальный ущерб в этом случае будет возмещаться за счет государства.

Оперативные сотрудники несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен действиями (бездействием), содержащими признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, либо если будет доказано, что ущерб нанесен в результате ненадлежащего или халатного исполнения своих должностных обязанностей.

Среди видов юридической ответственности субъектов оперативно-розыскной деятельности особого внимания заслуживает уголовная ответственность. Очевидно, что и должностное лицо оперативного аппарата, и граждане, привлекаемые к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на конфиденциальной основе, имеют постоянное и непосредственное отношение к преступной деятельности. Подобная «близость» всегда несет с собой риск для субъекта оперативно-розыскной деятельности самому оказаться причастным к преступлению. Чаще всего такому риску подвергаются лица, внедряемые в преступные группы. В связи с этим должностное лицо оперативного аппарата должно само хорошо знать уголовное право, исключительно ответственно относиться к организации работы иных субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями:

  • ст. 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни»;
  • ст. 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»;
  • ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища»;
  • ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»;
  • ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны»;
  • ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну»;
  • ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»;
  • ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»;
  • ст. 293 УК РФ «Халатность»;
  • ст. 303 УК РФ «Фальсификация доказательств»;
  • ст. 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)