Правила мозгового штурма

Важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила:

1. Отсутствие всякой критики: – во время выдвижения идей запрещается их критика (неодобри тельные замечания, иронические реплики и т.п.); – нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей; – важно также не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение не вербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, поднимая брови, скептически ухмыляясь и т.п.).

2. Поощрение предлагаемых идей: – одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, при чем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях; – предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству; – идеи высказываются короткими предложениями.

3. Равноправие участников мозгового штурма: – чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник должен знать, что его предложение будет услышано и рассмотрено; – чтобы предотвратить доминирование одного или двух членов группы, целесообразно установить

Систему, при которой каждый участник штурма может высказать свое предложение в порядке очереди, это позволит привлечь к генерированию идей всех участников; – если у кого-то из участников нет идеи или предложения, об этом нужно сразу же заявить, и никто не должен эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обучаемый не может внести предложение; – в случае возникновения ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель штурма может простимулировать группу дополнительно с помощью каких-либо рекомендаций или инициатив.

4. Свобода ассоциаций и творческого воображения: – в мозговом штурме существует запрет на введение каких-либо ограничений; -любая предложенная идея (даже если она не относится к обсуждаемой проблеме) стоит внимания участников и рассмотрения, так как может вызвать ассоциации у кого-либо из членов группы и привести к рождению новой идеи; – высказанные ранее идеи любой участник штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации; – идеи могут высказываться без обоснования; – допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»: – между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения; – создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех; – руководитель мозгового штурма поддерживает атмосферу максимального психологического комфорта: улыбается, одобряет, поддерживает, восхищается, комплиментирует.

6. Обязательная фиксация всех высказанных идей: – все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие произнес автор идеи; – требование записывающего идею «уточните формулировку» не допустимо, так как может прервать творческий процесс, ход мыс лей генератора идеи и вызвать негативные доводы у слушающих в пользу принятия или отторжения еще не принятого предложения.

7. Время для инкубации: – не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и критику; -группе необходимо дать время (час, день, неделю или месяц), что-бы обдумать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые альтернативные подходы или новые предложения к имеющемуся списку.

А. Осборн подчеркивает, что мозговой штурм – это не упражнения в выдвижении нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи. Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участни-ков и управляет процессом генерирования для расширения или сужения поля поисков, на протяжении всего «штурма» вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)