Практические технологии имитационных игр

Цели: развить интерактивный потенциал играющих, научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможно-сти участников игры, показать преимущества сотрудничества. Процедуры:

1. Принятие индивидуальных решений.

2. Выработка коллективного решения в группах.

3. Межгрупповое взаимодействие: дискуссия.

4. Анализ результатов и подведение итогов игры. Время: 30-40 минут. Информация для участников игры На луноходе, которым управляет каждый из вас, вышел из строя двигатель. До базы – лунной станции – около 300 км; туда необходимо добраться пешком в течение трех суток.

Половину пути надо 76 пройти по темной стороне Луны, вторую – по освещенной. На борту лунохода имеется неприкосновенный запас, состоящий из предметов 14 наименований: моток прочной веревки, ■ ящик сгущенного молока, аптечка, ■ надувной спасательный жилет, спички, ■ 20 литров питьевой воды, карта звездного неба, ■ магнитный компас, обогреватель, ■ сигнальная ракета, два кислородных бал- ■ рация УКВ, лона ■ парашют.  бортпаек, Карточка участника игры Имя (символ) ………………………. Группа …………………………..

Наименование предметов Оценка Дирек тивная оценка Разница в оценках Примечание инди-видуа-льная груп-повая ли-де-ров ИНД. 5-2 2-6 груп-повая 3-5 лидеров 4-5 5-4 1. Моток проч-ной веревки 2. Аптечка 3. Спички 4. Карта звездного неба 5. Обогреватель 6. Два кислородных баллона 7. Бортпаек 8. Ящик сгуще-ного молока 9. Надувной спасательный жилет 10.20 литров питьевой воды 11. Магнитный компас 12. Сигнальная ракета 13. Рация УКВ 14. Парашют.

Предметы необходимо взять с собой, а для уменьшения груза и ускорения движения поочередно избавляться от них по степени важности и по мере использования. Очередность записывается в карточку, выдаваемую каждому играющему, причем певый выброшенный предмет будет номером 14, последний – номером 1.

Времени на принятие данного решения дается не более 5-7 ми-нут, при условии полной тишины среди играющих. 2-й этап. На втором этапе начинается интерактивная часть игры. Создаются команды по 5-7 человек. Цель игры – добраться до базы лунной станции, остаться живыми; цель команды – обсу-дить проблему и принять коллективное решение.

Каждый играю-щий при обсуждении отстаивает свою точку зрения, старается реализовать индивидуальную программу выживания, используя разнообразные стратегии взаимодействия. Время на обсуждение: 10-20 минут. После принятия групповых решений – их презентация и защита. В игре возможно и продолжение: если решения в разных командах не совпадают, то собираются лидеры команд и снова питаются выработать коллективное решение.

По итогам работы лидеров можно выявить тех из них, кто действительно является и организа-ционным и интеллектуальным лидером, то есть умеет соорганизовать коллективное обсуждение, аргументированно ведет свою линию, способен влиять на партнеров и переубеждать их.

За взаимодействием лидеров наблюдают остальные участники игры и оценивают их работу в количественном или качественном аспекте на основе предварительной договоренности и исходя из общего для всех количества баллов. После проведения всех этапов игры участники записывают в свою карточку (в рубрику «директивная оценка») очередность ос-вобождения от предметов.

Правильное решение: 6, 7, 14, 2, 9, 1, 5, 11,12,4,13,10,3,8. Получив эти данные от руководителя игры, ее участники нахо-дят разницу между своей оценкой и директивной или наоборот, записывают данные в соответствующей графе карточки, затем итог суммируют. Далее те же подсчеты проводятся с коллективной оценкой и оценкой лидеров. Выигрывает группа, которая ближе других оказалась к директивной оценке.

Руководитель подводит итоги и отмечает «позитивных» и «не-гативных» лидеров и отдельных слушателей, которые вели за со-бой группу к победе или к поражению. Целесообразно выявить людей, у которых были правильные или близкие к эталону оценки и причины, по которым не удалось их провести, убедить группу в принятии такого решения.

Предметом анализа могут быть не только сами решения, но и то, каким образем участники игры взаимодействовали, например агрессивно или лояльно, корректно или без уважения к партнеру, демонстрировали культуру слушания или нет, умеют выражать мысли понятно и убедительно или это умение не развито в достаточной степени и т.п.

Руководителю игры следует также обратить внимание на ин-дивидуальный стиль взаимодействия и на выбор стратегий об-щения (избегания, противоборства, уступки, компромисса, со-трудничества; см. тест К. Томаса «Стратегии взаимодействия»). По результатам такого анализа можно разработать программу самокоррекции для улучшения индивидуальной коммуникатив-ной культуры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)