Познание отношений и методы их научного исследования

Согласно концепции отношений, познать личность свою или другого человека, значит познать с требуемой детализацией всю совокупность отношений человека к самому себе, другим людям и окружающему миру с пониманием единства и нерасчленимой целостности этих отношений.

Важно различать познание отношений самим субъектом отношений и познание этих отношений другими людьми.

Для самой личности, являющейся субъектом отношений, эти отношения представлены в сознании и могут постигаться непосредственно в результате самонаблюдения, то есть отношения раскрываются в процессе самосознания личности.

При этом стоит подчеркнуть, что степень самосознания своих отношений существенно различается по полноте и дифференцированности и может зависеть от очень многого, включая общий интеллект, опыт психологического анализа и описания этих отношений.

Представленность отношений личности в сознании может быть не только неполной, но даже искаженной. В наибольшей мере это связано со степенью осознанности отношений. Репрезентация отношений в сознании может изменяться во времени как в сторону большей, так и меньшей ясности их постижения.

Помимо познания субъектом своих отношений, эти отношения в той или иной мере доступны познанию и другими личностями. Другой человек может узнавать об отношениях в процессе общения с субъектом этих отношений.

В процессе направленного на такое познание общения, в диалоге может стать известным, как сам человек понимает и оценивает свои отношения на основании самонаблюдения и самопознания. При этом следует учитывать, что познавательная продуктивность такого диалога существенно зависит от характера психологического контакта между его участниками, в частности, степени искренности и доверительности.

Конечно, как уже отмечалось, возможны неполнота восприятия и искажение отношений в процессе самопознания. Важно подчеркнуть, что другой человек имеет возможность дополнять и уточнять самоотчет об этих отношениях самостоятельной интерпретацией. Наблюдаемое поведение человека представляет собой некоторый текст, говорящий о его отношениях, который должен быть прочитан и понят, чтобы можно было уточнить и дополнить то, что человек сам говорит о себе.

В. Н. Мясищев неоднократно подчеркивал значение поступков человека для понимания отношений: “… существенно то, что выражением личности и ее отношений является, прежде всего, практическое действие. В чем раскрывается подлинное лицо человека? Не всегда оно раскрывается в словах, но всегда в делах.

Мерой отношения человека является его поступок и тем в большей степени, чем более трудной (внешне или внутренне) является задача, которую ему приходится решать, или препятствия, которые ему приходится преодолевать” (1, с. 70).

Источником познания отношений личности помимо того, что сам человек может сказать о себе и помимо его поступков как элементов целостного поведения, могут служить самые разнообразные проявления его экспрессии.

Эвристическая установка при познании личности другого человека исходит из того, что нет ничего, что совершенно не имело бы значения для его понимания. То, что воспринимается как малозначимое или незначимое для характеристики личности является, как правило, лишь трудно интерпретируемым.

Такая эвристическая установка требует осмысления абсолютно всего, что известно о человеке. Каждое проявление существования личности в мире и обществе несет ее отпечаток и, тем самым, всех ее отношений, рассматриваемых как единое целое.

Самое глубокое познание человеком личности другого человека должно исходить из осознания ее абсолютной уникальности. Из понимания уникальности личности следует уникальность системы отношений. Отсюда на основании целостности каждого отношения, которое отражает все богатство и сложность всей системы отношений, следует понимание каждого отношения как абсолютно уникального по своему существу.

Постулат уникальности любого отношения, безусловно, может быть оправдан в каждом случае такого психологического анализа, который реализует установку на изучение этого отношения в контексте всей тотальности личности. Понимание уникальности отношения никак не отрицает сходства между отношениями разных людей, степень которого может варьировать от исчезающе малого до практически полного.

Все сказанное выше о познании личности как системы отношений имеет значение и для научного исследования личности. Научная психология как любая наука направлена на выявление и изучение прежде всего общих свойств психики разных людей и, тем самым, общих свойств их отношений к себе и действительности.

Поэтому в научной психологии с необходимостью используются такие степени детализации в описании отношений, которые позволяют отвлечься от их уникального характера и подчеркнуть то сходство, которое удовлетворяет и соответствует целям научного психологического исследования.

Вопрос о продуктивном научном исследовании отношений во многом связан с вопросом о научных методах их изучения.

Как было уже отмечено, любое проявление личности несет ее отпечаток и содержит информацию об отношениях. В этом смысле любой психологический метод при своем использовании позволяет получить сведения о характеристиках системы отношений.

Таким образом, специфичность психологических методов для изучения особенностей отношений в рамках концепции отношений В. Н. Мясищева является относительной. В методическом базисе концепции отношений В. Н. Мясищева нет специфических, в полном смысле этого слова, психологических методов изучения личности, но есть специфические цели их использования.

Результаты любого исследования личности, включая экспериментально-психологическое, должны быть, использованы в целях раскрытия особенностей системы отношений. Такое раскрытие должно проводиться с учетом теоретических представлений об основных компонентах каждого из отношений и структуры отношений в их целом.

В этом смысле  можно  понимать слова  В. Н. Мясищева: “О методах психологии личности можно сказать то же, что о всех методах (курсив наш) получения психологических данных в школе, в труде, в клинике. Это – наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, эксперимент”.

“Каким бы методом мы ни собирали материал, встает вопрос о его истолковании. Здесь особенно важно учесть несколько моментов. Прежде всего, сюда относятся принцип конкретно-исторического изучения, т.е. установление связи свойства личности с условиями истории ее развития” (там же).

В то же время следует отметить, что те методы исследования личности, включая экспериментально- психологические, структура которых в большей степени соответствует теоретическим представлениям концепции отношений, позволяют интерпретировать полученные с их помощью данные более полно в контексте этой концепции. В связи с этим проблема разработки таких экспериментально- психологических методик исследования личности остается актуальной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)