Компоненты отношений к болезни

Описанные выше общие представления о логическом статусе понятия компонента отношения справедливы и для психологического анализа отношения к болезни.

Как было отмечено, компоненты не являются составными частями, элементами, входящими в структуру отношения (которое по своей сущности целостно и нерасчленимо). Понятие о компоненте отношения отражает возможность его рассмотрения (научного психологического анализа) в трех разных смысловых ракурсах.

В соответствии с такой направленностью психологического анализа выявление этих компонентов отношения к болезни сводится к выявлению тех изменений в эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной сферах, которые связаны с анализируемым отношением.

Описание изменений в этих трех сферах психического в самом обобщенном виде могут быть представлены как ответы на вопросы: какие чувства, эмоции связаны с отношением к болезни; какие мотивы связаны с отношением к болезни; какие знания связаны с отношением к болезни.

Эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент отношения к болезни представляет те изменения в эмоциональной сфере личности больного, которые происходят с возникновением болезни и в процессе ее течения.

С болезнью как значимым событием в жизни человека связан широкий спектр чувств. Содержательное богатство и интенсивность эмоциональных переживаний, обусловленных болезнью, зависит от степени значимости тех отношений, которые болезнь затрагивает.

Как правило, эмоциональный компонент отношения к болезни характеризуется отрицательными эмоциями. Это обусловлено тем, что болезнь фрустрирует личность, блокируя ее потребности в самом широком их понимании.

Содержание отрицательных эмоций зависит от спектра тех фрустраций, которые определяются как характером самого заболевания, так и особенностями связанных с болезнью потерь в ценностном мире личности больного, а также от свойственного больному общего эмоционального фона.

В то же время в формировании эмоционального компонента отношения к болезни значительную роль могут играть и непосредственные отрицательные эмоциональные реакции на боль, переживания физического и психологического дискомфорта, вызванного болезнью.

Следует обратить внимание на то, что чувства, возника- ющие при развитии заболевания, могут быть противоречивыми и включать наряду с отрицательными и положительные. Например, если болезнь позволяет решать больному какую-либо жизненную проблему или ослаблять отрицательное влияние этой проблемы, то в связи с заболеванием у него возникают и положительные эмоции той или иной степени выраженности.

Эмоции, отражаемые эмоциональным компонентом отношения к болезни, тесно связаны с соматическим состоянием больного. Эти эмоции включаются как один из патогенетических факторов в целостный процесс патогенеза заболевания.

Изменения в эмоциональной сфере больного могут привести к измене- нию его соматического состояния, а новый соматический фон, в свою очередь, может изменить течение заболевания. Таким образом, отношение к болезни может благоприятно или неблагоприятно влиять на ее развитие.

Мотивационно-поведенческий компонент. Мотиваци- онно-поведенческий компонент отношения к болезни представ- ляет те изменения в мотивационно-поведенческой сфере личности больного, которые происходят с возникновением болезни и в процессе ее течения.

Болезнь, как правило, приносит физические и душевные страдания, содержит угрозу благополучию человека и даже угрозу его существованию. В связи с этим возникают новые мотивы деятельности, направленные на избавление от страданий и на излечение заболевания, восстановление физического и душевного здоровья.

Этот генеральный мотив расщепляется на парциальные, направленные на конкретные цели, достижение которых может обеспечивать достижение генеральной цели – восстановление здоровья. К таким конкретным парциальным целям, которые

преследует в своей деятельности больной, относятся, в частности, установление точного диагноза, поиск информации об эффективных методах лечения, поиск материальных средств, необходимых для лечения и др.

Изменения в мотивационной сфере личности больного вызваны также тем, что болезнь блокирует возможность достижения многих из целей, ранее существовавших и определявших поведение личности.

В связи с этим в системе целеполагания мотивационной сферы происходит или отказ от старых целей, или формирование новых целей, достижение которых как промежуточных позволяет разблокировать достижение ранее существовавших целей.

Так у личности, для которой труд является, при тяжелом заболевании, при котором работа по профессии становится невозможной, больной может или вообще отказаться от трудовой деятельности, или поставить в качестве промежуточной цели изменение профессии, сохранив тем самым возможность, несмотря на болезнь, трудиться.

Кроме того, болезнь как экзистенциально значимое событие в жизни человека может привести к изменению системы ценностей личности и, тем самым, к изменению системы целеполагания. Так, в процессе заболевания человек может по- новому оценить роль семьи в своей жизни и повысить ее приоритет в системе ценностей. Это с необходимостью приводит к возникновению новых целей, направленных, например, на достижение материального и душевного благополучия своих близких.

Когнитивный компонент. Когнитивный компонент отношения к болезни отражает те изменения в когнитивной сфере личности больного, которые происходят с возникновением болезни и в процессе ее течения.

Учитывая положение В. Н. Мясищева, что “отношение связывает человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом”, как уже было отмечено, когнитивный компонент отношения следует анализировать в категориях смысла.

В когнитивном компоненте отношения к болезни могут быть выделены смысловые структуры: отражающие в сознании болезнь как объективное событие; отражающие значение этого события для личности; отражающие  в самосознании личности само отношение к болезни.

Смысловая структура когнитивной сферы, отражающая болезнь как объективное явление, является репрезентацией болезни в психике и выступает при психологическом анализе в качестве категории предмета отношения. Эта смысловая структура имеет как бы надличностный характер, то есть, в силу объективности заболевания, принадлежит не отдельной личности, а обществу в целом.

Наряду со смыслом болезни в понимании больного как объективного события, в когнитивном компоненте отношения к болезни может быть выделена другая смысловая структура, содержащая знания о возможном влиянии болезни и ее последствий на все стороны существования больного.

Болезнь может содержать в себе угрозу смерти, инвалидизации, утраты трудоспособности. Больной может опасаться изменений своего социального статуса. В связи с болезнью нередко изменяется личностный статус больного. Болезнь вызывает бесчисленное количество последствий в жизни не только больного, но и его окружения.

Болезнь может изменить в целом личностную перспективу на будущее, оценку настоящего, ретроспективно влиять на оценку прошлого больного. Наступившие и ожидаемые изменения в жизни больного человека анализируются им в координатах сформированной в процессе всей жизни системы ценностей, которая имеет сугубо индивидуальный характер. Отсюда следует, что эта смысловая структура болезни для больного является сугубо личностной.

Таким образом, надличностная смысловая структура, отражающая в сознании болезнь как объективное событие, дополняется личностно заданной смысловой структурой, отражающей значение этого события не для человека вообще, а для конкретной личности. Надличностный смысл болезни преобразуется в личностный смысл.

Наряду со смысловыми структурами, отражающими болезнь как объективное и субъективное событие, в когнитивной сфере может быть выделена смысловая структура, отражающая то, как само отношение к болезни явлено личности в самонаблюдении. Как указывалось выше, именно в рефлексии отношение раскрывается сознанию в его трех аспектах и становится актуальным, оформляясь лингвистически.

Лингвистические оформления эмоционального, мотивационно- поведенческого и когнитивного компонентов отношения сами по себе могут быть отнесены как смысловые структуры к когнитивному компоненту, только к более глубокому его уровню, поскольку ранее рассматривающиеся смысловые структуры тесно связаны с рефлексией над объектом отношения, а этот уровень отражает рефлексию над самим отношением.

В заключение этого раздела следует еще раз подчеркнуть, что категория компонентов отношения к болезни является категорией психологического анализа, проводимого по традиционным для психологии “смысловым осям”: эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной.

Четвертой важнейшей смысловой осью, необходимой для анализа категории отношений к болезни, является время. Рассмотрение этого отношения в проекции на ось времени представляет собой рассмотрение становления и динамики отношения к болезни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)