Построение системы ответственности в образовательной организации

При построении системы ответственности важным фактором является обеспечение взаимодействия и интеграция различных ее типов с учетом их характеристик и особенностей.

Интеграционные взаимодействия в структуре ответственности должны быть построены в соответствии со следующими принципами:

  • отсутствие противоречий между типами ответственности (не позволяет уходить от ответственности или перекладывать ее на другое лицо);
  • взаимодополнительности (один вид ответственности дополняет другой, а во многих случаях способствует его усилению, действенности);
  • адресности (по любому типу ответственности существует точный адрес к кому она относится, кто ее несет);
  • конкретности (отражает соответствие цели развития организации и конкретность понимания по формулировкам содержания);
  • исключения феномена «стрелочника» (решение принимает одно лицо, а отвечает за это решение другое);
  • полноты ответственности относительно функций, полномочий и компетенций должностного лица или деятельности образовательной организации по условиям договора, или взаимоотношениям с обществом в целом;
  • контролируемости и действенности системы ответственности, ее практической реализации и эффективности.

Эти принципы, если они реализуются во всей своей комплексной совокупности, позволяют достичь интеграции всех типов ответственности в образовательной организации.

В этой связи руководителю образовательной организации в системе управления следует учитывать, что построение системы ответственности включает ее распределение по объектам (звеньям системы управления), дифференциацию по типам и характеристикам, определение целевых установок реализации ответственности, установление уровней и меры ответственности, организационно-документальное оформление ответственности.

Графическое представление системы ответственности представлено на рисунке 5.

Построение системы ответственности в образовательной организации

Построение системы ответственности в ОО включает ее распределение и разделение с учетом целевых установок ответственности, уровней и меры, например, по наличию должностных обязанностей – административно – управленческий персонал – педагоги-специалисты – вспомогательный персонал и т. д.

Поэтому важным моментом управленческой деятельности руководителя образовательной организации является взаимосвязь полномочий, обязанностей, ответственности.

Уточним, что полномочия – это право и компетенции на принятие управленческих решений.

Реализация полномочий – ответственная деятельность руководителя. Ответственность должна соответствовать характеристикам полномочий, между ними не должно быть противоречий: одно лицо принимает решения, а другое отвечает за его качество. Такое положение часто называют «системой стрелочника».

Соответствие полномочий и ответственности иногда может быть закреплено в организационной документации. Вместе с тем ответственность реализуется не только по полномочиям, но и по такому организационному положению, как обязанность. Реализация полномочия может расходиться с обязанностью.

Обязанность как основа определения ответственности характеризует не только реализацию полномочий, но и должностных функций работника, должно быть соответствие обязанностей и ответственности.

Средства обеспечения ответственности в структуре управления включают механизм реализации ответственности – «…совокупность средств обеспечения ответственности в деятельности человека и коллектива».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)