Построение системы ответственности в образовательной организации
При построении системы ответственности важным фактором является обеспечение взаимодействия и интеграция различных ее типов с учетом их характеристик и особенностей.
Интеграционные взаимодействия в структуре ответственности должны быть построены в соответствии со следующими принципами:
- отсутствие противоречий между типами ответственности (не позволяет уходить от ответственности или перекладывать ее на другое лицо);
- взаимодополнительности (один вид ответственности дополняет другой, а во многих случаях способствует его усилению, действенности);
- адресности (по любому типу ответственности существует точный адрес к кому она относится, кто ее несет);
- конкретности (отражает соответствие цели развития организации и конкретность понимания по формулировкам содержания);
- исключения феномена «стрелочника» (решение принимает одно лицо, а отвечает за это решение другое);
- полноты ответственности относительно функций, полномочий и компетенций должностного лица или деятельности образовательной организации по условиям договора, или взаимоотношениям с обществом в целом;
- контролируемости и действенности системы ответственности, ее практической реализации и эффективности.
Эти принципы, если они реализуются во всей своей комплексной совокупности, позволяют достичь интеграции всех типов ответственности в образовательной организации.
В этой связи руководителю образовательной организации в системе управления следует учитывать, что построение системы ответственности включает ее распределение по объектам (звеньям системы управления), дифференциацию по типам и характеристикам, определение целевых установок реализации ответственности, установление уровней и меры ответственности, организационно-документальное оформление ответственности.
Графическое представление системы ответственности представлено на рисунке 5.
Построение системы ответственности в ОО включает ее распределение и разделение с учетом целевых установок ответственности, уровней и меры, например, по наличию должностных обязанностей – административно – управленческий персонал – педагоги-специалисты – вспомогательный персонал и т. д.
Поэтому важным моментом управленческой деятельности руководителя образовательной организации является взаимосвязь полномочий, обязанностей, ответственности.
Уточним, что полномочия – это право и компетенции на принятие управленческих решений.
Соответствие полномочий и ответственности иногда может быть закреплено в организационной документации. Вместе с тем ответственность реализуется не только по полномочиям, но и по такому организационному положению, как обязанность. Реализация полномочия может расходиться с обязанностью.
Средства обеспечения ответственности в структуре управления включают механизм реализации ответственности – «…совокупность средств обеспечения ответственности в деятельности человека и коллектива».
- Этический Кодекс
- Нормы деловой этики
- Корпоративная этика
- Организационная культура и этика в образовательной организации
- Социально-психологический климат в коллективе образовательной организации
- Визуальный имидж в образовательной организации
- Корпоративная идентичность в условиях деятельности образовательной организации
- Стратегии корпоративной идентичности учреждения
- Устойчивый имидж и деловая репутация образовательной организации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу