Понятие корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность (КСО) формировалась в ходе управленческой практики глобальных корпораций до стандартных разработок, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности.

В академическом сообществе дискуссия по проблемам корпоративной социальной ответственности ведется в мировой научной литературе, начиная с 1950-х гг. За этот период вышло множество монографий и научных статей.

В них рассматривается большое количество концепций, ассоциируемых с понятием и проявлением КСО.

Наиболее значимые из них:

  • корпоративная социальная восприимчивость;
  • корпоративная социальная деятельность;
  • этика бизнеса;
  • социальные проблемы;
  • корпоративная социальная добросовестность;
  • корпоративная социальная политика;
  • корпоративное гражданство;
  • устойчивое развитие.

Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они взаимодействуют и развивают друг друга.

В результате завершающим этапом этих концепций стали разработки процесса создания комплексной модели КСО, включающей в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, которые можно использовать и применять в деятельности как корпораций, так и органов разных форм собственности.

Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал Г. Боуэн: «Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений, либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества».

Из данного определения следует, что ответственной в контексте КСО можно назвать организацию, менеджеры которой в случае возможности выбора между различными по ресурсоемкости управленческими решениями выбирают более ресурсоемкий вариант, если он эффективнее отвечает ожиданиям собственных сотрудников, персонала, организации и общества.

Также понимание социальной ответственности в рамках определения Г. Боуэна предполагает признание общественной роли любой организации, как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества, но и активно принимать участие в их формировании: в позитивного имиджа и деловой репутации, социальная ответственность за результаты деятельности учреждения, корпоративная этика, поведение и инновационность проектов, обновленное содержание образовательного процесса, конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников.

В монографии «Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект» (под ред. И. Ю. Беляевой) даются следующие определения понятиям «ответственность» и «социальная ответственность»: «ответственность – гарантированные обществом и государством соблюдение интересов и сторон. Она включает в себя три составные части: осознание долга, оценку поведения и наложение санкций».

Н. Черепанова уточняет, что «социальная ответственность – обязательство компании, организации преследовать долгосрочные общественно – полезные цели, принятое ею сверх требуемого от нее в соответствии с законодательством и экономическими условиями. Отсюда понятие социальной ответственности характеризуется морально – этическими аспектами: организация должна делать то, что направлено на совершенствование общества, и не делать того, что способно привести к его ухудшению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)