Порядок вещей

«Многие без сомнения пишут как и я, чтобы избежать показа своего лица. Не спрашивайте, кто я, и не говорите, чтобы я оставался тем же; это мораль подушной переписи, это она определяет удостоверение нашей личности. Но пусть она оставит нас в покое, когда речь идет о писательстве», говорит Фуко.

Реплики такого рода — его ответ на наклеивание ярлыков и навязывание полемических шаблонов, над которыми он постоянно подтрунивал. Фуко обращает в достоинство неопределенность и постоянно обманывает ожидания. Чтобы уловить некоторые тенденции в современном французском мышлении, Эсберн Краузе-Иенсен пользовался термином «кочевая философия».

Для этого мышления характерны отступления и подвижность по сравнению с отягощенными традицией формами марксизма, структурализма и психоанализа. Разумеется, Фуко — один из этих кочевников. Но у его кочевого характера есть и другая сторона, его стремление избежать включения в какие-либо рубрики и новых эпитетов.

Эта борьба против «морали подушной переписи» началась с дискуссии, последовавшей за опубликованием «Слова и вещи».
Эта книга — довольно труднодоступное размышление над образцами организации опыта и представлений в определенные системы знаний, придающими этому знанию его специфический смысл. Эти образцы, или фундаментальные области, носят название эпистем (греч. «знание, познание»).

В применении Фуко этот термин лучше перевести как «структурированную область познания». Его метод — археология знаний (об этом подробнее далее), с его помощью он раскапывает эти области или неотраженные сознанием предпосылки развития наших знаний от средневековья до наших дней. Изложение сконцентрировано вокруг таких тем, как язык, природа и экономика, а также вокруг упорядочения знаний во время Ренессанса, в классический период и с начала XIX века.

Человек Ренессанса мыслил в форме соответствий и сходств. Вещи упорядочивались по принципу аналогии. Эта эпистема сходства обладала своим специфическим выражением. Это был тот знак, та сигнатура, которой каждую вещь снабдил Господь, и она-то и выявляла связи. Знание было вопросом не наблюдения, а толкования знаков.

Однако в XVII веке такой порядок вещей изменился. Появляется новая структура. Мыслительная деятельность заключается теперь не в связывании вещей друг с другом и установлении смысла благодаря внутренним соответствиям их природы, но в вычленении и в установлении характерных особенностей вещи.

Аналогия уступает место анализу. В качестве формы понимания вещей для объяснения мира создается множество сравнительных, сортирующих и классифицирующих обзоров, примером которых может служить ботаника Линнея. В области экономики этот новый метод представлен анализом богатств.

Следующая мутация наступает около 1800 г., когда на смену упорядоченной системе приходит историческое мышление. Происходит становление нового представления о жизни, признающее неразрывную связь между организмами и окружающей средой. История природы уступает место биологии в качестве рамки понимания живого.

Общую грамматику сменяет филология; анализ богатств уходит в тень, а на сцену выходит политическая экономия с упором на производство. Жизнь, язык и труд начинают пониматся как области, обладающие собственной историчностью. Другая черта этой современной эпи- стемы — то, что все ее категории антропологичны.

Человек по- иному вступает в область знаний. Он становится центральным субъектом этой формы познания, но также объектом общественных и гуманитарнных наук, специфичных для этой формы.

Фуко предлагает здесь теорию познания и науки, подчеркивающую внезапные и решительные повороты, у него развитие в форме последовательной эволюции рациональности блистает своим отсутствием. Стоит отметить, что система взглядов, представленная Фуко в его «Слове и вещи», имеет много точек соприкосновения с теорией парадигм Томаса Куна (см. гл. 6 и 12).

Я не утверждаю, что эпистема и парадигма — одно и то же. Но здесь можно найти интересные моменты для сравнения п. Раскапывание Фуко развития знаний в Европе ведет его к точке зрения, противоположной идеалам Просвещения.

Для него познание обусловлено культурой, оно не универсально; исторически относительно, а не в общем плане кумулятивно. И- роль человека в этом производстве знаний вовсе не столь- решающа, как хотелось бы гуманистам.

Факты показывают, заключает Фуко, что человек — это открытие недавнего времени. Открытие, которое при будущей эпистеме вполне возможно «будет стерто, как лицо, нарисованное на песке у кромки: моря» |2. Как сказано, вслед предсказанию о «смерти» человека бросилась «подушная перепись».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)