Понятие функции у Дюркгейма

Понятие функции как модели объяснения общества и его теоретической перспективы было развито в дальнейшем Эмилем Дюркгеймом.

В своей первой крупной работе, «Социальное разделение труда», он применяет функционалистскую систему взглядов в сочетании с эволюционной идеей, состоящей в том, что общественное развитие состоит из продолжающейся дифференции и специализации, или, словами Дюркгейма, разделения труда.

Разделение труда — ключевой процесс общественной жизни, утверждает он, и степень разделения труда определяет уровень развития общества. Разделение труда создает предпосылки мирного сосуществования.

Альтернативой дифференциации является закон джунглей5. Важнейшей функцией разделения труда в современном обществе является усиление социального единства через посредство развития отношений зависимости.

В прежних общественных формах с более низкой степенью разделения труда единство поддерживалось при помощи сильного морализаторского давления группы, дополнявшегося строгими законами и суровыми наказаниями.

С ростом разделения труда все более важной интеграционной силой выступает безличная функциональная зависимость, которая появляется, когда из-за специализации никто больше сам себя не обеспечивает.

Методологические аспекты функциональных объяснений Дюркгейм излагает в своей книге «Правила социологического метода».

Дюркгейм критикует в этой книге те социологии, которые довольствуются констатацией того, что социальный феномен полезен для целого, и которые при этом считают, что провели научный анализ.

Во-первых, он считает допущение, что опоеделенный феномен имеет положительную функцию для целого, всего лишь гипотезой или практической закономерностью, которые следует подтвердить глубоким анализом, прежде чем признать их истинными.

То, что феномен прочна укоренился и широко распространен, не обязательно означает, что его функция относительно целого положительна.

Дюркгейм считает, например, что право наследования, по меньшей мере когда речь идет о предприятиях и крупном квартале, является пережитком устарелых общественных форм и должно исчезнуть.

Значение других крупных и установившихся институтов, таких, как церковь и семья, будет уменьшаться по мере перехода их важнейших функций к другим институтам. Во-вторых, объяснение функций является лишь первым звеном в научном анализе.

Дюркгейм пишет:

Показать, какое значение какой-либо факт имеет для функции, не то же самое, что объяснить, как он возник или почему он имеет такой вид.

Объяснение функций, таким образом, не может заменить объяснения причин. Дюркгейм дает, в соответствии со своими: методическими правилами, социальным фактам — таким, например, как общественное разделение труда или религия,— и причинные, и функциональные объяснения, но специфическими в его методе являются именно функциональные объяснения.

Дюркгейм не пытался, как Спенсер или, позднее, Толкотт Парсонс, подробно описывать какие-нибудь вечные социальные потребности или «функциональный реквизит».

Напротив, он видел: целительную для общества ценность в функциональном анализе, который мог бы служить основой упорядоченной дискуссии и объективной оценки проблем современности в качестве альтернативы изнурительным политическим дебатам, угрожавшим институтам французской Третьей республики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)