Порядок оценки
На рис. 32, с учетом приведенных в работе материалов, представлена схема оценки конкурентоспособности товаров на стадии проектирования новой продукции.
Принципиально она сходна со схемой работ по оценке уровня качества, различие наблюдается лишь в этапах, связанных с оценкой стоимостных критериев.
Рассмотрим порядок оценки по укрупненной схеме:
- выбор товаров-аналогов;
- выбор номенклатуры критериев;
- оценка конкурентоспособности различными методами. Выбор товаров- аналогов. Отбор осуществляют по двум признакам. Во-первых, аналоги, исходя из качества и цены, должны быть сходны по социальному назначению (для одного сегмента рынка).
Во-вторых, они должны быть идентичны по функциональному назначению. Отбор аналогов по второму признаку осуществляют с помощью классификационных показателей.
К ним относятся качественные признаки, определяющие назначение товара (фотоаппарат любительский, велосипед дорожный), наличие дополнительных устройств (часы с микрокалькулятором, часы с «кукушкой»), параметры, определяющие типоразмер продукции (грузоподъемность автомобиля, объем двигателя мотоцикла), условия эксплуатации (стационарный телевизор, переносной телевизор).
Поскольку у каждой оцениваемой разновидности товара существует большое количество аналогов, то возникает задача отобрать для сравнительного анализа базовые образцы.
Существуют научные методы отбора базовых образцов. Ниже описывается один из них, представленный в методике.
Отбор производится с помощью оценочных показателей — показателей качества путем попарного сопоставления товаров.
Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:
- аналог не может быть признан базовым образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;
- оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим — второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.
В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.
В ряде случаев в качестве базового выбирается гипотетический товар-образец с наилучшими значениями показателей на определенный период времени. Этот метод отбора можно назвать «методом Агафьи Тихоновны».
Так, на основе методики прогнозирования, описанной в работе, была дана оценка отдельных мониторов, которые реализовывались московской фирмой «Центр» в 1999 г., по критерию «степень приближения к аналогу в 2001 г.». В качестве аналога был взят гипотетический монитор с наилучшими значениями показателей (табл. 28).
Выбор номенклатуры критериев. Выбор номенклатуры критериев, как и показателей качества, осуществляется на основе международных и отечественных стандартов, эксплуатационной документации. Важным источником информации служат каталоги и проспекты фирм-изготовителей.
При избыточной номенклатуре (что характерно для сложнотехнических товаров) имеется опасность «растворения» главных показателей в обилии второстепенных.
В ряде случаев большое число показателей (более 30—40) создает только видимость точного решения, приводит к многократному возрастанию сложности расчетов.
В большинстве работ за основу оценки конкурентоспособности принимается номенклатура, включающая показатели качества и продажную цену. Только в работах исследовательского характера приводится расчет цены потребления.
Рассмотренные выше критерии — потребительская новизна, имидж, информативность, — безусловно, учитываются при факторном анализе конкурентоспособности, разработке стратегии продвижения товара.
Но исследователи пока, как правило, не включают их в расчет обобщенного показателя конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности различными методами. Оценка осуществляется товароизготовителями при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка, потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы.
В табл. 29 представлена классификация методов оценки.
- Роль государства в обеспечении конкурентоспособности
- Бренд-стратегия
- Понятие бенчмаркинга
- Взаимовыгодные партнерские отношения
- Постоянное улучшение
- Процессный подход
- Ориентация на потребителя
- Некоторые принципы системы обеспечения конкурентоспособности
- Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу