Порядок оценки

На рис. 32, с учетом приведенных в работе материалов, представлена схема оценки конкурентоспособности товаров на стадии проектирования новой продукции.

Принципиально она сходна со схемой работ по оценке уровня качества, различие наблюдается лишь в этапах, связанных с оценкой стоимостных критериев.

Рассмотрим порядок оценки по укрупненной схеме:

  • выбор товаров-аналогов;
  • выбор номенклатуры критериев;
  • оценка конкурентоспособности различными методами. Выбор товаров- аналогов. Отбор осуществляют по двум признакам. Во-первых, аналоги, исходя из качества и цены, должны быть сходны по социальному назначению (для одного сегмента рынка).

Во-вторых, они должны быть идентичны по функциональному назначению. Отбор аналогов по второму признаку осуществляют с помощью классификационных показателей.

К ним относятся качественные признаки, определяющие назначение товара (фотоаппарат любительский, велосипед дорожный), наличие дополнительных устройств (часы с микрокалькулятором, часы с «кукушкой»), параметры, определяющие типоразмер продукции (грузоподъемность автомобиля, объем двигателя мотоцикла), условия эксплуатации (стационарный телевизор, переносной телевизор).

Поскольку у каждой оцениваемой разновидности товара существует большое количество аналогов, то возникает задача отобрать для сравнительного анализа базовые образцы.

Критерием отбора могут быть значительная доля товара на рынке, принадлежность товара к группе продукции, поступающей на региональный рынок, положительный имидж товаропроизводителей, наличие необходимой информации о критериях конкурентоспособности.

Существуют научные методы отбора базовых образцов. Ниже описывается один из них, представленный в методике.

Отбор производится с помощью оценочных показателей — показателей качества путем попарного сопоставления товаров.

Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

  • аналог не может быть признан базовым образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;
  • оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим — второй, при этом значения некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из остальных по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

В ряде случаев в качестве базового выбирается гипотетический товар-образец с наилучшими значениями показателей на определенный период времени. Этот метод отбора можно назвать «методом Агафьи Тихоновны».

Так, на основе методики прогнозирования, описанной в работе, была дана оценка отдельных мониторов, которые реализовывались московской фирмой «Центр» в 1999 г., по критерию «степень приближения к аналогу в 2001 г.». В качестве аналога был взят гипотетический монитор с наилучшими значениями показателей (табл. 28).

Выбор номенклатуры критериев. Выбор номенклатуры критериев, как и показателей качества, осуществляется на основе международных и отечественных стандартов, эксплуатационной документации. Важным источником информации служат каталоги и проспекты фирм-изготовителей.

При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководствоваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки — 8—10 главных показателей.

При избыточной номенклатуре (что характерно для сложнотехнических товаров) имеется опасность «растворения» главных показателей в обилии второстепенных.

В ряде случаев большое число показателей (более 30—40) создает только видимость точного решения, приводит к многократному возрастанию сложности расчетов.

В большинстве работ за основу оценки конкурентоспособности принимается номенклатура, включающая показатели качества и продажную цену. Только в работах исследовательского характера приводится расчет цены потребления.

Рассмотренные выше критерии — потребительская новизна, имидж, информативность, — безусловно, учитываются при факторном анализе конкурентоспособности, разработке стратегии продвижения товара.

Но исследователи пока, как правило, не включают их в расчет обобщенного показателя конкурентоспособности.

Оценка конкурентоспособности различными методами. Оценка осуществляется товароизготовителями при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка, потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы.

В табл. 29 представлена классификация методов оценки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)