Понятия правящего класса

Термином «элита» русские мыслители не пользовались, более того, и термин «правящий класс» использовал, в основном, лишь В. О. Ключевский. Тем не менее об элите в содержательном смысле этого слова написано немало и, что особенно ценно, — с учетом русской национальной специфики.

Начиная с древнейших летописей, у русских мыслителей культивируется идея важной роли упрашгенческого окружения князя в государственных делах. Главным критерием отбора в это окружение они считали государственную мудрость, в основе которой лежит забота об общественном благе и соблюдении законности. С хорошими управленцами князь, как правило, успешно справляется с государственными делами, без них наступает нестабильность, нередко ведущая к расколу и смуте.

Власть князя, по Даниилу Заточнику, безгранична, но если ее не умерять мудростью, она может послужить беззаконию, особенно если князь находится в руках «лукавых» советников: «Не корабль топит человека, но ветр; такоже и ты, княже, не сам владеешь, в печаль введут тя думцы твои».

Вот почему в советники князь должен выбирать мужей мудрых: «Мужа мудра брать глаголи к нему и к тому прилепи сердце свое». При подборе управленческих кадров главным критерием является не возраст, а ум и мудрость: «Советники князя должны быть умны, мудры, не допускать в своих действиях беззакония. Не обязательно брать старых и опытных, ибо дело не в опыте, а в душе».

Мудрый управленец выгодно отличается от глупого тем, что дав такому самые общие указания, князь может быть спокоен — все детали будут обдуманы самостоятельно, дело будет сделано качественно и своевременно. Работу же глупого управленца князю, как правило, приходится дублировать, перепроверять, а иногда и выполнять самому. «Мужа мудра на путь послав, мало ему накажи, а, безумного послав, сам не обленися пойти».

Он считал, что на начальном этапе правления Ивана Грозного, когда царская власть была ограничена «мудрым советом» Избранной Рады, управление государством шло успешно. После падения правительства Адашева царская власть, искушенная дьяволом, впала в «безбожие и беззаконие», в результате чего:

— купцы и земледельцы пострадали от непомерных налогов и казнокрадства;
— многие крестьяне разорились и покинули свои земли; некоторые свободные люди продали своих детей в рабство или покончили жизнь самоубийством;
— воинство пришло в упадок из-за репрессий;
— высокие чиновничьи посту заняли не достойные и уважаемые люди, а клеветники и доносчики.

Большой вклад в развитие учения об элите внес князь А. М. Курбский. Царь, по его мнению, должен править государством «не токмо по совету всех синглитов, но и всенародно».

И в основном, считает Курбский, все это стало возможным из-за «злых советников», опричнины с ее беззаконием и нравственным беспределом. Гарантией от произвола, по Курбскому, должен был служить Совет при царе, состоящий не только из знати, но и простых людей, сохранивших свое «свободное естество человеческое».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)