Понятие уровня качества товаров

Уровень качества как критерий конкурентоспособности представляет собой относительную характеристику, основанную на сравнении показателей качества оцениваемой продукции и аналога продукции-конкурента.

Для уяснения сущности этой категории следует остановиться на таких понятиях, как качество, требования к качеству, показатель качества.

Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам продукции.

Оценка ее качества состоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству — перечню количественных характеристик (показателей качества) и качественных признаков.

Критерий качества по сравнению с ценой является наиболее агрегированной характеристикой, т.е. состоит из большого числа комплексных и единичных показателей. Речь идет в первую очередь о сложнотехнических товарах.

Действительно, в развитых странах мира покупатель при покупке товара прежде всего руководствуется его качеством. Но в России заметная беднейшая часть населения ставит на первое место цену товара, а потому предпочитает приобретать товары на рынках, пренебрегая качеством и безопасностью.

Приоритет цене также отдают многие госбюджетные организации, в первую очередь сельские организации (школы, больницы, дома культуры), приобретая товары длительного пользования.

Например, номенклатура показателей качества автомобилей включает 47 комплексных показателей. В состав только так называемых технико- эксплуатационных показателей качества входит 224 единичных показателя.

Законодательной основой требований к качеству служат Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), федеральные законы от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (далее — ФЗ об энергосбережении), от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — ФЗ о качестве пищевых продуктов), от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ о техническом регулировании) и технические регламенты. Последние стали разрабатываться с 2003 г. и принимаются, как правило, в виде федеральных законов и постановлений правительства.

Технические регламенты станут в перспективе основными носителями обязательных требований, которые касаются вопросов безопасности собственно продукции и процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Нормативной основой требований к качеству являются национальные стандарты (ГОСТы) и стандарты организаций.

Если основная цель технических регламентов заключается в защите жизни и здоровья граждан и охране имущества и окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Жесткость требований, устанавливаемых в технических регламентах, стандартах, контрактах, технических условиях, технических заданиях на разработку продукции, на соответствие которым она будет проверяться, определяет уровень качества продукции.

Относительно жесткими можно считать, например, требования сборочных предприятий-заказчиков (автомобильных, радиотелевизионных и пр.) к качеству комплектующих деталей; эксплуатирующих организаций, закупающих готовую машинотехническую продукцию (самолеты, грузовые и легковые такси, экскаваторы и пр.).

Очень жесткие требования к качеству закладывают в своих фирменных стандартах товаропроизводители, лидирующие на рынке или ставящие перед собой задачу выйти в лидеры.

Требования, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти в стандартах на основную массу товаров народного потребления, как правило, средней жесткости (или ниже средней), так как являются результатом компромисса между требованиями потребителей и возможностями производства большинства предприятий страны.

Требования к качеству могут носить обязательный характер.

Обязательные требования должны неукоснительно соблюдаться всеми государственными органами, субъектами хозяйственной деятельности, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности.

Альтернативные требования, содержащиеся в нормативных документах, подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если это предусмотрено техническими регламентами или технической документацией изготовителя продукции.

Как отмечалось выше, уровень качества позволяет сопоставить полезность конкурирующих товаров.

Поскольку уровень качества продукции базируется на сравнении ее показателей качества, то возникает необходимость в общей характеристике показателей качества, изучении методики расчета уровня качества, рассмотрении потребительских показателей качества, которые в отдельности и совокупности определяют полезный эффект при использовании товара.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)