Понятие товар

Приведем несколько определений, которые дают товару.

«Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена» (К. Маркс).

«Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена» (К. Менгер).

«Товар (product) – все, что может удовлетворить потребности или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования потребителем».

«Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи» (Википедия).

В советской, а затем и российской экономической науке за товаром закрепилось представление исключительно как о материальном объекте. Так, например, имеется следующее определение товара: «Товар – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления».

Такое представление о «товаре» появилось из-за того, что в Советском Союзе отсутствовала экономика в общепринятом смысле этого слова.

Существовала «Единая общесоюзная фабрика» (слова В. И. Ленина), расположенная на территории 15 республик, которую называли «Народным хозяйством». Сырье (нефть, газ, уголь, руда), оборудование, машины и механизмы, топливо (бензин, дизельное топливо, реактивное топливо) и другое не поступали в свободный обмен. Их распределяли. Распределение происходило через систему планового государственного снабжения.

«Товаром» в условиях народного хозяйства называли только продукцию бытового назначения, так называемые «товары народного потребления».

Например, одежду, обувь, мебель, продукты питания, которые производили тоже по плану. «Товары народного потребления» поставляли в отделы рабочего снабжения (ОРС), откуда уже распределяли по магазинам.

Количество рублей, эмитируемых Госбанком СССР и распределяемое среди работающих в качестве заработной платы, должно было соответствовать суммарной цене «товаров народного потребления», которую также предварительно рассчитывали в специальном органе управления – Госкомцен СССР.

И такое положение дел оставило столь мощный «отпечаток» в сознании людей, что и при смене формы организации хозяйства, при переходе к рыночным отношениям из наших стандартов эти понятийные различения не исчезли.

Так, в ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» читаем: «товары народного потребления: товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; товары производственного назначения: товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности».

Следует добавить, что в СССР считали, что только само производство и такие сферы деятельности, которые обслуживают материальное производство, например, услуги связи, ремонт промышленного оборудования, машин, механизмов, транспортировка грузов, могут создавать национальный доход, и о них можно говорить как о товарах.

Интересно
Услуги, которые не «работали» на производство какой-либо продукции, например, парикмахерские, медицинские, ресторанные, торговые услуги, услуги такси относились к нематериальной сфере, к надстройке над сферой материального производства, которая в создании материального национального дохода не участвовала.

В то время как в западных экономиках именно услуги, связанные непосредственно с обслуживанием человека, создают порядка 2/3 добавленной стоимости. Сегодня доля услуг в мировой торговле составляет примерно 50 %.

«Услуга» отличается от «товара», имеющего материальное наполнение, тем, что услуга потребляется непосредственно при ее производстве, а потребление товара отсрочено во времени.

Таким образом, советское товароведение фактически изучало не столько «товар» в его экономическом понимании, сколько описывало продукцию, имеющую материальное наполнение и соответствующую определенным показателям государственных общесоюзных стандартов (ГОСТ).

Конечно, оторванность от мировой экономической мысли и практики в течение 75 лет дает о себе знать и сейчас, но самая серьезная проблема при работе и исследованиях в сфере экономики заключается в том, что экономические науки в свое время были построены по принципу естественных наук.

«Товароведение» включено в деятельность людей и сам человек включен в различные типы деятельности, поэтому неадекватно рассматривать «экономические явления» со стороны, как природный объект, не зависящий от самих людей.

Ни «продукции», ни «товара» в Природе, которую изучают естественные науки, не существует. Мы живем не в натуральном (природном) мире, а в мире деятельности людей, следовательно, мы не можем правильно работать в экономике, используя определения.

Как уже говорилось, любое определение как бы «выхватывает» одну из сторон некоторого явления или объекта, поэтому оно никогда не может охватить все смыслы, которые стоят за ними.

Чтобы преодолеть «однобокость» определений, ученые и наплодили такое большое количество разнообразных определений «продукции» и «товара» в учебниках и документах.

«Товар», «продукция», «продукт потребления» – это функциональные понятия. Это означает, что одна и та же «вещь», попадая в разные сферы деятельности человека, может быть и «продукцией», и «грузом», и «товаром», и «продуктом» потребления, эксплуатации или использования.

Например, дизельное топливо, которое не покинуло пределы нефтеперерабатывающей компании (зона производства), – это продукция; при транспортировке дизельное топливо становится грузом; как только это же дизельное топливо попадает на автозаправочный комплекс (в структуру обмена) – это товар; после того, как его залили в бак автомобиля (способ потребления) – это продукт потребления.

Изменения функций одной и той же «вещи» в различных деятельностных актах называют «перефункционализацией». Люди постоянно сталкиваются с этими явлениями в своей жизни и деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)