Международная классификация моторных масел

В качестве международной принята классификация, которую разработали в США. По этой классификации все моторные масла классифицируют по двум признакам: по вязкости и по качеству (по области применения).

Классификация Общества автомобильных инженеров (Society of Automobile Engineers, SAE) разделяет масла по вязкости на классы: OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W, 20, 30, 40, 50, 60 (табл. 2.25).

Цифры обозначают вязкость в секундах Сейболта. Масла классов OW, 5W, 10W, 15W, 20W – зимние (winter – зима). Одним из главных показателей для них является температура застывания.

Международная классификация моторных масел

Марки, обозначенные цифрами: 20, 30, 40, 50, 60 – это летние масла. Для них наиболее значимым показателем является вязкость при 100 °С для обеспечения надежной смазки деталей прогретого до нормальной температуры двигателя (табл. 2.26).

Примеры обозначения классов вязкости: SAE 30 – летнее масло; SAE 15W – зимнее масло; SAE 15W–30 – всесезонное масло (15W – зимний показатель, 30 – летний показатель) (рис. 2.18).

Международная классификация моторных масел

Способ разделения масел на классы вязкости, разработанный SAE, предоставляет широкие возможности для выбора масел по этой характеристике в зависимости от климатических условий, условий хранения машин, финансовых возможностей потребителя и других факторов.

Международная классификация моторных масел

Наиболее массовое и сравнительно недорогое масло – 15W-40. Но его вязкостно-температурные свойства недостаточно высоки, оно кристаллизуется при –20 °С, что в условиях низких температур крайнего Севера создает большие трудности при запуске двигателей зимой.

Масло класса 10W-30 начинает кристаллизоваться при более низкой температуре (не выше –25 °С), это недорогое минеральное масло, но его вязкость в летний период может быть недостаточной.

Масло 10W-40 на полусинтетической основе характеризуется лучшими эксплуатационно-техническими свойствами, но оно значительно дороже.

Самые лучшие технические показатели у синтетических масел классов 5W-40 и OW-40, но цена на них еще выше. Отечественные производители также поставляют на рынок описанную выше продукцию (рис. 2.19).

Международная классификация моторных масел

В табл. 2.27 сопоставлены класс вязкости моторных масел по действующему в РФ стандарту с классами SAE J300 JUN 87.

Международная классификация моторных масел

Классификация Американского института нефти (American Petroleum Institute – API) разделяет масла на группы в зависимости от года выпуска двигателя. При этом к обозначению группы масла для бензиновых двигателей добавляют букву S, для дизельных – букву С.

Обозначение групп масел для бензиновых двигателей и область их применения приведены в табл. 2.28.

API-система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась, начиная с 1969 г. в результате совместной работы институтов API, ASTM и SAE.

Система полностью описана в стандартах ASTM D4485 «Стандартная спецификация на качество эксплуатационных свойств моторных масел» (Standart Performance Specification for Performance of Engine Oils) и SAE J183 APR96 «Качество эксплуатационных свойств моторных масел и эксплуатационные классификации двигателей (за исключением энергосберегающих масел)» (Engine Oil Performance and Engine Service Classifications оther than «Energy Conserving»).

Интересно
В период 1983–1992 гг. под руководством API и участии представителей производителей автомобилей (ААМА), двигателей (ЕМА) и технических союзов (ASTM и SAE) была создана и развита «Система лицензирования и сертификации моторных масел EOLCS» (Engine Oil Licensing and Certification System, API Publication Nо. 1509). Эту систему постоянно совершенствуют.

В настоящее время аттестацию моторных масел проводят согласно требованиям EOLCS и «Свода правил СМА» (СМА Code of Practice).

Международная классификация моторных масел

По системе API (ASTM D4485, SAE J183 APR 96) установлены три эксплуатационных класса по назначению и качеству моторных масел: Класс S (Service) – состоит из моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.

Для новой генерации масла присваивают дополнительную букву алфавита, например: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ и т. д. (обозначение SI намерено пропущено, для того чтобы не спутать с обозначением Международной системы мер) (табл. 2.29).

Международная классификация моторных масел

Международная классификация моторных масел

Международная классификация моторных масел

Международная классификация моторных масел

Международная классификация моторных масел

Ряд масел API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла данных марок еще выпускают, марка API SH является «условно действующей» и ее можно использовать только как дополнительную, например API CG-4/SH.

Класс C (Commercial) – состоит из масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации также присваивают дополнительную букву в алфавитном порядке: API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4 и API CH-4 (см. табл. 2.29).

Ряд API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах эти масла еще выпускают.

Класс EC (Energy Conserving) – энергосберегающие масла – новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легко текущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

Моторные масла, которые имеют низкую вязкость как при низкой, так и при высокой температурах могут быть сертифицированы на соответствие классу API EC «энергосберегающее» масло («Energy Conserving» Oil).

Ранее энергосбережение определяли по методике Sequence VI, ASTM RR D02 1204. Данную методику использовали для сертификации масел класса API SH для оценки степени энергосбережения.

Например, API SH/EC дает 1,5 % экономии топлива, а API SH/ECII – 2,7 % экономии топлива, по сравнению с эталонным маслом SAE 20W-30. Римские цифры после букв ЕС указывают степень экономии топлива (ЕС II – 2,5 %).

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначают двумя символами соответствующих категорий (типов): первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа.

Например, API CG-4/SH – масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло API SH и ниже (SG, SF, SE и т. д.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)