Понятие психологическая коррекция

Психологическая коррекция (поправка, исправление, изменение) рассматривается И. И. Мамайчук как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций у ребенка и гармонизации развития его личностных свойств.

Психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. «В переводе с латинского языка слово «коррекция» (лат. – согrectio) означает поправку, частичное исправление или изменение.

Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка».

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Выделяют виды психологической коррекции в зависимости от характера направленности (симптоматическую, предполагающую кратковременное воздействие для снятия симптомов отклонений в развитии, и каузальную, более длительную, направленную на источники и причины отклонений); по содержанию различают коррекцию личности, межличностных отношений, познавательной и аффективно-волевой сферы, поведения.

По форме работы выделяется психологическая коррекция индивидуальная и групповая, по характеру воздействия – директивная и недирективная, по продолжительности работы – сверхкороткая, короткая, длительная, сверхдлительная. По масштабу задач различают общую, частную, специальную психокоррекцию.

С точки зрения И. И. Мамайчук в настоящее время изменились задачи и направления коррекционных воздействий – от исправления дефектов при нарушенном развитии до создания оптимальных возможностей и условий для психического развития здорового ребенка.

А. А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции: ориентация на клинически здоровых людей; ориентация на здоровые стороны личности, ориентация на среднесрочную помощь, направленность на изменение поведения и развития личности.

В практике психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии различают следующие блоки психологической коррекции:

  1. Коррекция эмоционального развития ребенка.
  2. Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности.
  3. Психологическая коррекция поведения детей и подростков.
  4. Коррекция развития личности.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь, либо ставящих перед собой цель развития личности.

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной (до 15 встреч) помощи при консультировании и долгосрочной (до нескольких лет) помощи при психотерапии). Психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Специалисты отмечают, что наибольшим потенциалом в психологической коррекции развития личности обладают разные виды искусства. Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способностей. Искусство – особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) освоение жизни.

Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение сторон человеческой жизни (труда, охоты). Оно изменялось от эпохи к эпохе, принимая разные формы, но всегда при этом запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было активным средством формирования мировоззрения людей.

Художник, отображая окружающий мир, воплощает свои мысли, чувства, идеалы, дает свою оценку увиденного. Искусство создает художественный образ – специфическую форму отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника.

Л. С. Выготский отмечает, что «Искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни».

«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии». «Искусство… становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии».

Выделяют следующие направления использования возможностей разных видов искусства в коррекционной работе с детьми:

  • психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений),
  • психотерапевтическое (когнитивная и эмоциональная сфера),
  • психологическое (функции катарсическая, регулятивная, коммуникативная),
  • социально-педагогическое (эстетические потребности).

Среди функций искусства выделяют функцию компенсаторную (человек отвлекается от повседневности, разряжает внутреннее напряжение, восстанавливает духовную гармонию); познавательную, художественно-концептуальную (искусство как анализ состояния мира); функцию предвосхищения (предсказания), коммуникативную (искусство как общение художника и зрителя, зрителя и произведения искусства, общение участников творческого процесса между собой), информационную, воспитательную, внушающую (произведение искусства воздействует на подсознание) и др.

М. Е. Бурно считает, что «терапия творческим самовыражением существом своим представляется наиболее человеческой, естественной, жизненной психотерапией». В терапии творчеством автор выделяет терапевтическую увлеченность различными занятиями (библиотерапию, музыкотерапию, эстетотерапию, хобби-терапию, терапию увлеченностью спортом); терапевтическое самораскрытие в творчестве; целебный поиск смысла жизни. К приемам терапевтического самораскрытия в творчестве автор относит арт-терапию и терапию творчеством.

Современные авторы рассматривают такие понятия, как арттерапия (А. И. Копытин, М. В. Киселева), арт-педагогика (Л. Д. Лебедева), арт-профилактика (А. А. Мелик-Пашаев), арт-технологии. Арт-профилактика направлена на воздействие средствами разных видов искусства на поведение ребенка, профилактику правонарушений. По мнению С. Г. Рыбаковой, процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.

Использование изотерапии позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Участие подростка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает профилактику, коррекцию, реабилитацию нарушений коммуникативной сферы и девиантного поведения.

Арт-технологии – это научно-педагогические технологии, основанные на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося.

Понятие арт-технологии многие авторы считают равнозначным понятию арт-педагогика. С точки зрения Л. Д. Лебедевой, это педагогическое направление арттерапии, не связанное с лечением заболевания, а направленное в основном на изменение поведения средствами искусства. Основная цель арт-технологии – создание условий для решения учебно-воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личности.

Задачи арт-технологии:

  • актуализация и развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение самооценки и самосознания;
  • развитие эмоционально-нравственного потенциала;
  • формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
  • формирование умения выражать эмоции;
  • формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
  • развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Арт-педагогика (художественная педагогика) сочетает две области научного знания – искусство и педагогику, и изучает возможности педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития в музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой деятельности.

Арт-педагогика рассматривает вопросы развития, воспитания, обучения и коррекции средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами. Функции арт-педагогики – культурологическая, образовательная, воспитательная, коррекционная.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)