Особенности проведения занятий по изотерапии

Изобразительная деятельность детей (изобразительный этап) начинается примерно от 2,5 лет и включает стадию бесформенных изображений (ассоциативных каракуль), стадию схемы (3-6 лет), стадию правдоподобных изображений (от 5-6 лет до 13-14 лет), стадию реалистических изображений.

На стадии ассоциативных каракуль у ребенка возникает желание изобразить какой-либо объект или событие, привлекшее его внимание. Рисование сопровождается речью, жестами, звукоподражанием, мимикой. На данной стадии возможно изображение частей объекта раздельными, одно и то же изображение может называться по-разному, появляется конкретный замысел («нарисую маму»), дети не испытывают боязни того, что рисунок будет неудачным.

Стадия схемы продолжается примерно от 3 до 6 лет, схематичные изображения постепенно обогащаются деталями, наиболее важные объекты прорисовываются тщательно. Дети могут дорисовывать отдельные штрихи до какого-либо образа, часто пытаются копировать чужие рисунки, постепенно учатся их понимать, остается раздельное изображение частей объекта.

Большой интерес у детей этого возраста вызывает работа в разных (в том числе нетрадиционных) техниках, разными материалами, их мало интересует качество изображения и конечный результат, важен сам процесс рисования. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь рассказать о будущем рисунке – о сюжете, элементах изображения, плане работы (последовательности действий), выбрать материалы и техники выполнения рисунка.

На стадии правдоподобных изображений в рисунках преобладает контурное изображение, наблюдается нарушение пропорций, остается так называемый «рентгеновский рисунок». Для детей дошкольного возраста характерна так называемая «фризовая» композиция рисунка, позже, в младшем школьном возрасте появляются попытки передачи пространства («дом нарисован на небе, потому что он далеко»), загораживания объектов, линия горизонта на листе располагается выше.

События изображаются младшими школьниками по принципу: чем ближе по времени состоялось событие, тем оно ниже располагается на листе. Второстепенные и отдаленные события дети располагают на периферии листа.

Четвертая стадия изобразительного этапа – стадия правильных (реалистических) изображений. Для нее характерны попытки передать характер, динамику, создать образ. Примерно к 14 годам интерес к изобразительной деятельности угасает у большинства детей.

Интересно
С. В. Погодина выделяет этап сенсомоторной подготовки (стадия зрительной рефлексии, стадия удержания инструмента, стадия пачкания и идентификации), этап элементарного рисунка (стадия экспериментирования, стадия преобразования каракуль и возникающего чувства формы и цвета, стадия изобразительного рассказа и проявления чувства ритма, стадия выделения образа). На этапе творческого рисунка выделяется стадия самости, стадия расширения художественно-изобразительного опыта, стадия свободного рисунка, стадия фантазирования.

Под влиянием изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой, двигательно-моторной сферы, обогащению и развитию речи детей, служит одним из средств социальной и трудовой адаптации.

Коррекция нарушений у детей осуществляется путем избирательного воздействия (по Л. С. Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

Изотерапия направлена на:

  • обучение работе с материалами;
  • тренировку когнитивных навыков;
  • выражение широкого спектра переживаний;
  • корригирование взаимоотношений с окружающими;
  • рефлексию индивидуальных потребностей (анализ собственного психического состояния;
  • размышление полное сомнений и противоречий);
  • развитие коммуникативных навыков.

Выделяют четыре этапа изотерапии:

  • Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание.
  • Второй этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление.
  • Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (интенциональность, интенция – устремленность, направленность сознания, мышления на какой-либо объект).
  • Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

М. В. Киселева подразделяет материалы, используемые в арттерапии на следующие группы. Бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы (глина, песок, камень, дерево, краски); материалы, имеющие определенную форму (целлофан, ткань, песок, опилки); предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов (пуговицы, детали от старых часов).

Еще одна классификация материалов основана на их свойствах, способах применения, ассоциациях, ими вызываемых. Неструктурированные пластические материалы (глина, гуашь, акварель, фломастеры, масляная пастель, сухая пастель, пластика, пластилин, цветные карандаши, простые карандаши. Оформленные материалы – бумага разных сортов, целлофан.

Двумерные подручные материалы и отходы производства – журнальная бумага, обои, текстиль, нитки, пуговицы. Связующие материалы – скотч, проволока, скрепки, нитки. Для снятия тревожности рекомендуют работу в технике коллаж, аппликацию, людям, перенесшим травматические ситуации – манипуляции с красками и пластилином (разбрызгивание, размазывание).

Работа с глиной и пластилином подходят при работе с агрессивными детьми, с различными фобиями, способствует отреагированию негативных эмоциональных состояний, работа с красками способствует открытому проявлению эмоций. В работе с гиперактивными детьми предлагаются материалы, требующие скоординированности действий и самоконтроля, в работе с замкнутыми и тревожными детьми предлагаются большие листы бумаги, краски, широкие кисти и валики, рисование мелками на доске или асфальте. Л. Д. Лебедева предлагает задание «Прозрачные картины», которое выполняется гуашью двумя участниками одновременно на вертикально укрепленном стекле.

Предлагается общая тема, участники, не общаясь, выполняют рисунок каждый на своей стороне стекла. При анализе выполненной работы обсуждается согласованность действий, композиция работы, единство замысла, участники интерпретируют полученные изображения, описывают возникшие ассоциации.

В результате согласованных действий работа смотрится гармонично на просвет и с обеих сторон стекла. Дети могут выбирать разные способы работы с материалами:

  1. Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.
  2. Деструктивное поведение, проявляющееся в разрушительных действиях (ребенок рвет бумагу, портит карандаши, фломастеры, разливает воду, краску и т. д.).
  3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, действий.
  4. Рисование графических пиктограмм.
  5. Создание художественных образов, отвечающих потребности ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими.

Рисование выступает как:

  • способ постижения своих возможностей и окружающей действительности;
  • способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных, негативных.

В работе с детьми арт-терапевт разделяет особенности рисунка, отражающие степень умственного развития и овладение навыками изобразительной деятельности с одной стороны, и особенности работы, отображающие личностные характеристики автора – с другой.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования – овладение средствами и техниками изображения.

Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств.

Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

При восприятии продуктов изобразительного творчества арттерапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

  • какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура;
  • что выглядит странным;
  • чего не хватает у данного объекта;
  • что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным;
  • каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей.

Непропорциональные объекты, искажение формы могут означать проблему; повторяющиеся объекты связаны со значимыми событиями; совмещение разных видов перспективы может говорить о противоречиях в жизни автора рисунка; подписи на рисунке говорят о стремлении автора пояснить свой замысел во избежание непонимания. Анализируя работу совместно с автором, необходимо побуждать его к внимательному рассматриванию упомянутых деталей, постараться стать частью» работы и привлечь к этому автора.

Рассматривая терапию графикой и живописью М. Е. Бурно отмечает, что рисование карандашом или фломастером в записной книжке может быть доступно клиенту так же, как фотографирование, а работая красками, человек присматривается к окружающему миру, проявляет свою индивидуальность. Арт-терапевту необходимо убедить клиента выразить свое переживание, не задумываясь о технической стороне дела. Темы для рисования могут быть следующими: «Пейзажи моего детства», «Цветок, который мне нравится» и т. д.

Основная задача проективного рисования – выявление и осознание трудно вербализуемых проблем, переживаний клиентов. Темы подбираются так, чтобы клиент мог выразить свои чувства и мысли. Обычно тема рисования охватывает:

  1. Собственное прошлое и настоящее («Мой обычный день», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Я и дети»).
  2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Любовь», «Зависть, «Страх»).
  3. Отношения в группе («Что мне дала группа, а я ей», «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе»).

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):

  1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом – автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.
  2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
  3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
  4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, пока работа не вернется к тому, кто ее начал.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

  1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
  2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

Чтобы избежать ошибок и неточностей в интерпретации содержания и значения рисунков детей, арт-терапевту необходимо учитывать ряд условий, а именно:

  • уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для этого необходим просмотр рисунков при первой встрече;
  • особенности самого процесса рисования: выбор темы, принятие задачи, сохранение ее на протяжении процесса рисования или трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования;
  • динамику изменения содержания, композиции, цветовой гаммы, особенностей изображения отдельных фигур и предметов в рисунках на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе серии сеансов арт-терапии.

М. Бетенски отмечает, что «неискушенные в искусстве люди действительно способны выражать свои внутренние переживания на языке искусства… Линия, форма и цвет – слова языка».

Говоря о ценности символической экспрессивности линии, автор отмечает, что линия может выражать настроение, передавать эмоции:

  • вертикальная линия означает устремленное желание;
  • закрученная в спираль – движение, напряжение, неуверенность, страх;
  • зигзагообразная – тревогу, неистовство, возбуждение, непредсказуемость;
    волнообразная – развитие;
  • дуга, обращенная выпуклой частью вниз – любовь, благосклонность, красота;
  • выпуклой частью вверх – меланхолия, принятие, печаль.

Рассматривая значение фигуры в работах клиентов, М. Бетенски отмечает, что форма включает линии, углы, цвет, весомость, размер, ее расположение на листе или взаимное расположение нескольких фигур может говорить об их взаимоотношениях. Простые формы – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник не отторгаются клиентами, их простота и отвлеченность помогает клиенту выразить свои переживания.

Работать можно как с рисунками из простых фигур, так и с трехмерными формами, вылепленными из глины. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)