Понятие “постоянное представительство”: подход России

Исторически положения большей части договоров об избежании двойного налогообложения,
заключенных сначала СССР, затем Россией (в том числе положения в отношении постоянных
представительств иностранных организаций), были непосредственно реципированы из текстов
Модельных конвенций ОЭСР [(д) 49]. Русскоязычный термин “постоянное представительство” появился в налоговых соглашениях СССР как перевод английского permanent establishment. По мнению В.А.

Кашина, такой перевод был выбран по настоянию МИД СССР, который не мог в 1970-х гг. допустить, что иностранные организации будут вести в СССР какую-либо деятельность, кроме представительской. Терминологическая неточность обнаружилась после либерализации ВЭД в начале 1990-х гг., когда иностранные организации начали вести коммерческую деятельность в России.

Как отмечает С.Г. Пепеляев, русский перевод “постоянное представительство” значительно искажает понятие. Термин permanent однозначен и переводится как “постоянный”, английский термин establishment скорее означает коммерческое обзаведение, чем представительство в трактовке российского гражданского права.

Однако к тому моменту, когда терминологическая неточность проявилась, термин уже
устоялся, а понятие “постоянное представительство” стало общепризнанным, что, по мнению О.Ю. Коннова, сделало предложения о терминологических изменениях нецелесообразными.

Существует и другая точка зрения. Так, по мнению А.В. Перова [(е) 44] и А.А. Шахмаметьева, для уточнения понятийного аппарата и разграничения деятельности, ведение которой приводит к возникновению налоговых обязательств (в англ. permanent establishment), и представления интересов иностранного лица, не связанных с коммерческой деятельностью (в англ. representative office), применительно к налоговой сфере рассматриваемый термин мог бы быть конкретизирован, например “постоянное представительство для налоговых целей”.

В Законе СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций” введено следующее
определение: “Под постоянным представительством иностранного юридического лица в СССР для целей налогообложения понимаются бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности (связанное с разработкой природных ресурсов, осуществлением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования и других аналогичных работ), а также организации и граждане, которые представляют на территории СССР иностранное юридическое лицо”.

Затем это определение было воспроизведено в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Определение существенно отличалось от текста налоговых соглашений. Оно не устанавливало минимального срока существования строительной площадки, не содержало указания на изъятие из-под налогообложения для деятельности подготовительного и вспомогательного характера, деятельности независимых агентов и т.д.

Определение постоянного представительства было существенно изменено с принятием гл. 25
“Налог на прибыль организаций” НК РФ в 2001 г. Современное определение постоянного
представительства содержится в ст. 306 НК РФ. Это определение базируется на рекомендациях ОЭСР и в основном согласуется с принятыми в международной практике нормами.

Более подробно понятие постоянного представительства и его характеристики раскрываются в Методических рекомендациях налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций в Российской Федерации (далее – Методические рекомендации).

Вместе с этим, как справедливо отмечает К.Е. Викулов, наличие большого количества однотипных адресных разъяснений Минфина России по вопросам налогообложения постоянных представительств явно свидетельствует о недостаточной детализации норм. Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется в соответствии с положениями законодательства РФ о налогах и сборах.

В том случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, наличие постоянного представительства определяется согласно положениям соответствующего международного договора, положения которого приоритетны по отношению к положениям внутреннего российского законодательства.

Положения российского законодательства о налогах и сборах в отношении иностранных
организаций также базируются на принципе “степени присутствия” этих организаций в РФ.
Иностранными организациями в российском законодательстве о налогах и сборах признаются
организации (компании, фирмы, другие корпоративные образования), обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Они не являются налоговыми резидентами РФ согласно признаку государственной регистрации, однако могут быть плательщиками налога на прибыль (доходы) в Российской Федерации в связи с получением доходов от источников в РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)