Понятие общества и исторические формы его проявления

С точки зрения социологии, общество – это широкое, общенаучное понятие, характеризующее социальное образование, существующее в определенную историческую эпоху и имеющее для этого определенные атрибуты (территорию, систему управления и т.д.).

Чтобы назвать какое-нибудь социальное образование или группу людей обществом, они должны удовлетворять определенным требованиям:

  • это объедение людей не должно являться частью какой-либо другой, более крупной системы и должно быть способно существовать автономно и независимо от других обществ;
  • это объединение должно иметь свою собственную территорию;
  • оно должно иметь собственную историю и название;
  • обладать системой управления на данной территории;
  • обладать ценностями, характеризующими особую культуру, из поколения в поколение их поддерживать и воспроизводить;
  • исторически существовать дольше продолжительности жизни отдельных индивидов, его составляющих.

Общество – явление, позволяющее человеку выделять себя из природы, ибо все остальные живые особи, создавая какие-либо объединения, все же остаются в природе.

Эти объединения (стаи, стада, семьи) подчиняются законам природы, создаются и действуют только как элементы биологических систем.

Человек – единственное существо на Земле, которое умеет отделять себя от природы. Поэтому общество – это надбиологическая система, которая к тому же меняет сущность того, кто в нем объединяется (появление «социального»).

У древних греков и римлян термин «общество» постоянно сочетался с термином «космос», который в свою очередь употреблялся в значении «порядок».

Термин «космос» мог касаться и воинского строя, и государственного устройства. Например, Гераклит использует его в значении «устройство мира». Другими словами, у древних термины «космос», «порядок», «общество» могли носить синонимичное значение.

Средневековье сохраняло эту античную идею соответствия мира и человека, макро- и микрокосма.

Интересно
В эпоху античности понятие «общество» также отождествлялось с понятием «государство». Это можно найти у Платона, Аристотеля. Платон говорит об обществе, а по сути, характеризует «правильное, упорядоченное» государство.

В эпоху Нового времени социальная мысль обогатила понятия «общество» и «государство», начало их разводить, не смешивать. Это стало возможным в результате утверждения новой концепции в европейской философии общества о происхождении государства – теории «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.).

Правда, первоначальное «естественное состояние» они понимали по-разному. Для Гоббса и Локка это было догосударственное состояние, которое основывалось на принципах «войны всех против всех» (т.е. неупорядоченного, нерегулируемого состояния, опасного для личности, для большинства людей), выход из которого привел к возникновению государства и заключению «общественного договора».

Вступление людей в «общественный договор» означало создание государственного устройства и преодоление состояния «войны всех против всех», что было основано на взаимных уступках, на ограничении естественного состояния и появлении договорных прав.

Однако Руссо (накануне буржуазной революции) утверждал, что в прошлом был «золотой век» и возникновение государства было глобальным обманом одних людей другими, который привел к созданию неравенства и социальных проблем в обществе и теперь требуется революция для их разрешения.

В XVII в., наряду с первыми попытками разведения понятий «общество» и «государство», появляется основа и для их нового объединения, только теперь через понятие «национальное государство».

В 1648 г. после окончания Тридцатилетней войны, в которой участвовало большинство европейских монархий, был подписан Вестфальский мир.

Именно по Вестфальскому миру была сформирована новая система государств в Европе – национальные государства, которые признанные другими, превратились в молекулы, единицы построения современного мира.

Эта система, созданная Вестфальским миром в XVII в., существует по настоящее время, т.е. ей почти 400 лет.

Вместе с тем, в теориях национальных государств «общество» и «государство» слились лишь политически на международном уровне, а разделение между ними стало еще сильнее отмечаться во внутренних процессах.

В современных условиях вновь происходит переосмысление понятия «общество», и оно связано с новым видением мира.

Часть населения мира, например Европы, стало говорить о том, что наступает особый период в развитии человечества, когда прежние, только национальные, узы становятся узки и создаются надгосударственные, наднациональные организации и структуры, такие как Европейское сообщество.

Теперь в Европе, наряду с французским или германским обществами, надо говорить о коллективном европейском сообществе – новой структурой европейского наднационального общества.

Интересно
Современная Европа, вероятно, демонстрирует не только пример нового наднационального объединения, но и новый тип общества, который в дальнейшем может стать общемировым явлением, изменив сущность до сих пор существовавших национальных обществ и государств.

В любом случае, он подтверждает, что формы человеческого общества продолжают исторически меняться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)