Политико-правовые учения Древней Индии
В политико-правовой идеологии Древней Индии выделяют два основных направления: брахманизм и буддизм.
Брахманизм считается переходной формой от ведической религии к индуизму. Название свое брахманизм получил от имени одного из главных богов – Брахмы.
Источниками брахманизма являются:
- Веды (конец ІІ тыс. до н. э.) – древние ритуальные книги ариев, первые источники политической мысли Древней Индии;
- Упанишады (IX-VI вв. до н. э.) – древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера, являются частью Вед. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед – поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед);
- Законы Ману – законодательный сборник (II в. до н. э. – II в. н. э.), приписываемый прародителю человечества Ману Вайвасвате и содержащий свод правил, определявших поведение индийцев в течение столетий;
- «Артхашастра» («Наставления о пользе») – трактат, автором которого считается брахман Каутилъя – советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э. могущественную империю Маурьев. «Артхашастра» представляет собой политический трактат, который содержит светские рационалистические представления о государстве и праве: выделение принципа полезности в качестве основы политики; приоритет царского указа перед религиозным законом. Так, согласно «Артхашастре», «если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу»;
- дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами. Можно выделить следующие основные идеи брахманизма.
Оправдание сословно-кастового строя. Древнеиндийское общество делилось на четыре сословия – варны: жрецов (брахманы), воинов (кшатрии), земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и слуги (шудры). Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук – кшатрий, из бедер – вайшья, а из ступней – шудра. Представители первых трех варн считались свободными, а шудры находились в их подчинении.
Управление государственными и общественными делами было возложено на брахманов и кшатриев. Принадлежность к сословию определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны возможен был только после смерти человека, в его «будущей жизни», только вследствие праведной жизни.
Таким образом, учение о дхарме обосновывало кастовый строй, привилегии высших варн и оправдывало подневольное положение низших варн.
Догмат о перевоплощении душ, согласно которому, если человек прожил неправедную жизнь, то его душа после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений. Если же он провел праведную жизнь, то душа возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Таким образом, жизнь после смерти зависела от выполнения предписаний дхармы на земле.Учение о «семичленном царстве». Согласно Законам Ману, в каждом благоустроенном государстве существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники. Царь наделялся неограниченной властью и единолично правил государством. Он являлся защитником государственного строя, стоял на страже священного закона.
Царь возглавлял весь административный аппарат, руководил армией, внешней политикой, сбором налогов, являлся верховным судьей. В то же время царь, по Законам Ману, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и искусству управления. Главное назначение царя (вместе с его слугами) – быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.
Значение учения о «семичленном царстве» заключается в том, что оно явилось одной из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.
Главным методом осуществления власти является метод принуждения. В государстве существует порядок благодаря наказанию. Законы Ману призывают царей строго соблюдать законы и не освобождать виновных от наказания. Царь, не обращающий внимания на правила закона, низвергается в ад.
В противовес брахманизму в VI-V вв. до н. э. сформировался буддизм. Его основателем был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой Шакьямуни, что означает «просветленный», «познавший истину». Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона – «Типитака» («Три корзины», II-I вв. до н. э.).
Для достижения данной цели буддисты призвали, в первую очередь, выходить из мира и вступать в монашескую общину. Сделать это могли только свободные (рабов не принимали).
Вступающий в общину должен был отказаться от собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. «Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет… – говорит в каноне Будда. – Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать». Согласно буддизму, добиться спасения могут не только брахманы, но и представители других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества.
В буддизме сделана попытка рационалистического объяснения природы и общества. Вместо божественного происхождения государства озвучена мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю.
Вместо божественного происхождения царской власти выдвинута идея выборов правителя, а также идея, согласно которой принадлежность к той или иной варне не имеет божественного установления. Кастовый строй стал следствием дифференциации общества, его расслоения. Поэтому принадлежность к той или иной варне определяется родом деятельности каждого человека.Первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии. «Существуют четыре касты, – проповедовал Будда, – кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством». В то же время люди равны в духовной, религиозной сфере. Каждый, независимо от того, к какой варне принадлежит, имеет способность к духовному развитию. Речь же о социальном равенстве не шла.
В отличие от брахманизма ограничены роль и масштабы наказания, обязательным условием применения которого является наличие вины. Буддизм проповедует путь законности, который является дорогой справедливости и мудрости.
Буддизм с его антигреческим характером подрывал авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом.
Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268-232 до н. э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Влияние буддизма постепенно распространилось и на многие другие страны ЮгоВосточной Азии. В первых веках н. э. буддизм становится одной из мировых религий.
- Политико-правовые взгляды Ф. фон Хайека
- Теория конвергенции
- Технократические концепции государства
- Взаимосвязь психологических процессов и фашизма в трудах Э. Фромма
- Концепция открытых и закрытых обществ К. Поппера
- Теория плюралистической демократии Г. Ласки, М. Ориу
- Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля
- Реалистическая теория права в США
- Социологическая юриспруденция Р. Паунда
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу