Политические взгляды Сократа

Сократ (469-399 гг. до н. э.) – один из величайших представителей античной политикоправовой мысли. Сократ не оставил письменных произведений.

О его взглядах известно по записям его учеников и современников, прежде всего Платона и Ксенофонта. Уже при жизни Сократ был признан в Дельфах в храме Аполлона мудрейшим из всех людей.

Политические взгляды Сократа

Как мыслитель Сократ сформировался в противостоянии софистам. Софисты (от греческого «софос» – мудрый) – философы, которые обучали ораторскому искусству, правилам ведения спора, доказывания, выступления в суде и на народном собрании.

Основателем школы софистов считается Протагор. Содержание его взглядов отображается в двух выражениях: «явление есть истина» и «человек есть мерило всех вещей». Абсолютной истины не существует, поскольку об одном и том же предмете может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Например, больному человеку еда покажется горькой, а здоровому – сладкой и вкусной.

Какое из них истинно? Протагор учил, что истинно то, что нам кажется в данное мгновение. Таким образом, общепризнанной истины не существует, а человек воспринимается софистами не как разумное существо, а как существо чувственное. В отличие от софистов, которые утверждали, что истины не существует, Сократ верил в возможность постижения истины.

Интересно
Истина – это главное понятие в философии Сократа. Знающие истину никогда не предпочтут ей ничего другого. Злой поступок является следствием непонимания того, что есть истинное благо, а не результатом разумного выбора зла; умышленное зло невозможно.

В центре сократовской философии – человек. «Познай самого себя», – призывал Сократ. В основе любого знания лежит самопознание. Смысл жизни Сократ видел в достижении морального идеала через разум, знания, добродетель. Однако познание является ограниченным.

Сократ эту мысль выразил так: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Это означало, что человек может познать лишь малую долю всего сущего. Однако если человек знает о своем незнании, то он знает больше, чем все остальные, которые полагают, что они что-то знают.

Сократ впервые заговорил о самообладании и возможности следовать только тому, что разум видит как наилучшее. Сократ возлагает на индивида ответственность за нравственное совершенствование души.

Впервые именно в сократовском учении судьба перестает быть ответственной за все человеческие деяния, ибо афинский мудрец утверждает автономию человеческого разума, видя возможность свободы в силе человеческого интеллекта, которая определяется степенью приближения к области знания.

Знания у Сократа являются критерием правления и законодательства. Править и законодательствовать должны знающие.

Идеалом Сократа была аристократия. Сократ выделил следующие формы правления:

  • царская власть – власть одного по согласию народа и на основе законов;
  • тирания – власть против воли народа и основана на беззаконии, произволе правителя;
  • аристократия – государством управляют должностные лица, которые избираются из числа знающих и исполняют предписания законов;
  • плутократия (олигархия) – правление на основе ценза, в угоду богатым;
  • демократия – правление всех граждан на основе законов.

Сократ отличался своеобразным отношением к религии и богу. Сократ отходил от традиционной религии, о чем свидетельствует Ксенофонт. Вера Сократа в промысел богов о людях была не такова, как вера простых людей, которые думают, что боги одно знают, другого не знают.

Интересно
Сократ был убежден, что боги все знают – как слова и дела, так и тайные помыслы, что они везде присутствуют и дают указания людям обо всех делах человеческих. То, что Сократ называл «божеством» (богом и богами), ассоциировалось с религиозно-мифологическими представлениями народа о богах и боге и даже включало элементы этих представлений (бессмертие, вечность, всемогущество), но не сводилось к ним.

В отличие от мифологических образов народной религии сократовский бог не обладал индивидуальным обликом и не имел собственного имени. Бог Сократа – это безличный вселенский разум, сверхчеловеческая мудрость, а отдельные боги, о которых он говорил, были для него проявлениями этого универсального разума. В боге как высшем разуме Сократ видел источник мирового порядка и мироправящую силу.

Сократ различал естественное право и законы полиса. И те и другие восходят к разумному началу. Неписаные божественные законы имеют силу повсеместно и не зависят от воли людей. Неписаные законы представляют основу законов полиса. К естественным законам относятся обязанности почитать богов, уважать родителей, а также повиноваться писаным законам.

Сократ был ярым сторонником законности. Поэтому когда его приговорили к смертной казни, обвинив в безбожии, он отказался от побега, подготовленного его друзьями. Тем самым Сократ не нарушил принцип, который считал основным в государстве – строгое соблюдение законов.

Учение Сократа имело крайне важное значение для последующей мировой политико-правовой мысли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)