Политико-правовые идеи Древнего Египта

Одним из древнейших восточных государств является Египет. Его возникновение относят к IV тыс. до н. э. По форме правления Древний Египет представлял собой восточную деспотию во главе с фараоном и в течение тысячелетий являлся рабовладельческим государством.

Основными идеями в политико-правовых воззрениях Древнего Египта стали сильная централизованная государственная власть, обожествление фараона и его неограниченная власть, оправдание социального неравенства. Политико-правовые идеи изложены в политических трактатах в форме «поучений».

Например, «Поучение Птахотепа» (ІІІ тыс. до н. э.), автором которого является представитель египетской знати. В «Поучении…» оправдывается социальное неравенство. Автор пишет, что деление на «высших» и «низших» установлено Богом. Покорность и смирение – это то, к чему призывает Птахотеп.

Отождествляя фараона с Богом, он наделяет его неограниченной властью. Беспрекословное подчинение «низших» «высшим», чиновника начальнику объявляется высшей добродетелью. Птахотеп выступает против нововведений и призывает к сохранению существующего порядка.

Политический трактат «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (далее – «Поучение») является древнеегипетским литературным памятником, в котором описано государственное и общественное устройство Древнего Египта конца ІІІ тыс. до н. э., ярко выражены интересы господствующего класса, противоречия между богатыми и бедными.

«Поучение» является, в первую очередь, руководством царю, как он должен вести себя на престоле. Сам царь представлен в трактате «великим богом», добрым пастырем «стада бога», мудрецом, заботящимся о своем народе. Автор учит: «Твори истину, и ты будешь жить долго на земле. Сделай, чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества его отца». При этом рекомендуется царю держать в повиновении угнетенную часть населения с помощью войска и тюрем.

Также следует укреплять свои границы и пределы. В своей власти царю следует опираться на вельмож. Автор «Поучения» призывает не только уважать вельмож, но и возвеличивать их, и «они исполнят твои постановления». «Могуч царь, имеющий свиту, славен богатый знатными.

Говори истину в своем доме, и вельможи в стране будут бояться тебя». С мятежниками же нужно жестоко расправляться. Также автор «Поучения» учит относиться настороженно к беднякам, т. к., во-первых, они могут захватить собственность рабовладельцев, ибо «неимущий жаден к тому, что принадлежит другому», во-вторых, бедняку нет веры, ибо он не говорит правды, так как пристрастен к тому, от кого зависит, в-третьих, «бедный – это смута войска».

Но в то же время автор трактата призывает возвышать человека лишь за его заслуги, а не за его происхождение: «не делай различия между сыном знатного и простолюдином; приближай к себе человека за дела его рук, и будет исполняться всякое ремесло для царственного владыки».

Отец призывает сына наказывать по справедливости. «Не убивай, нехорошо это для тебя. Наказывай ударами и заключением, и будет земля устроена благодаря этому».

Автор «Поучения» дает совет правителю быть праведным перед Богом, доброжелательным, мудрым, искусным в речах, ибо речь сильнее, чем любое оружие, строить памятники и делать жертвоприношения богам.

В XVIII в. до н. э. в Древнем Египте произошло восстание бедняков и рабов против государственной власти и богачей. Эти события описаны в литературном памятнике под названием «Речение Ипусера». Восстание привело к полному разрушению общественной иерархии, существовавшей в эпоху Древнего царства: «Не имевший слуг обзавелся челядью; кто был начальником – выполняет теперь повеления… Владелец ложа спит на земле, проводивший ночи в убожестве – стелет себе кожаное ложе». «Грабитель стал богачом, богач превратился в грабителя».

В «Речении Ипусера» изображена картина всеобщего обнищания: «Воистину, египтяне стали изгнанниками и бродягами. Воистину, все облысели и не отличить сына знатного от безродного, не имеющего отца».

Бедствия таковы, что живые мечтают о смерти: «Не затихают вопли в годы вопля, и нет воплям конца. Воистину, говорят и малые и великие: “Хотел бы я умереть”, а дети восклицают: “Зачем дали мне жизнь!”.

Массовые беспорядки привели к всеобщему нарушению закона, распространенными стали грабежи, разбои, убийства: «Свитки законов Судебной Палаты разбросаны, и топчут их люди. Бедняки ломают их на улицах».

Интересно
Государственный переворот привел к нарушению религиозного ритуала: «Взывают пелены погребальные, но никто не хоронит усопших. Воистину, множество мертвецов нашло погребение в реке. Река стала могилой, местом бальзамирования стали воды реки».

Ипусер призывает к восстановлению царской власти и прежних порядков, к восстановлению должностей и обеспечению собственности – и тогда все будет хорошо.

Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта состоит из разрозненных взглядов на государство, политику и общество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)