Показатели цен

Требования рынка не только расширяют и углубляют задачи статистики цен, но и принципиально меняют их. Эти задачи можно классифицировать по нескольким позициям.

Практические цели:

  1. Характеристика конъюнктуры рынка. Здесь статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).
  2. Характеристика цены как инструмента маркетинга:
  • изучение возможностей и степени воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в состав цен), на спрос;
  • изучение закономерностей ценообразования, поведения цен, прогнозирование цен с целью маркетингового управления ценообразованием.

Позиция пользователей и заказчиков информации о ценах:

  1. Позиция государства: изучение цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, фактора уровня жизни и рынка труда, формирования бюджета, как главной составляющей инфляции, как дефлятора.
  2. Позиция производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, изучение внутривидовых, региональных уровней цен, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров, других субрынков и т. д.
  3. Позиция покупателя, обществ потребителей, профсоюзов: изучение цен как фактора индексации доходов, ценового влияния на уровень жизни отдельных социальных групп, соответствия цен качеству товаров и др.

Решение перечисленных задач осуществляется следующими методами:

  • организация статистического наблюдения за ценами, разработка оптимальных условий выборочной регистрации цен;
  • анализ уровня цен, его дифференциации;
  • анализ структуры цен;
  • анализ соотношений цен различных товаров и эластичности цен;
  • анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
  • анализ и моделирование динамики цен и ее факторов;
  • прогнозирование цен.

Существует две системы регистрации цен: прейскурантная и выборочная. Первая — это строго документированный учет, по результатам которого строились индексы цен. Такая система применима в условиях достаточно стабильных цен и небольшой номенклатуры продукции.

Однако со временем в условиях плановой экономики эта система учета цен начала приводить к существенным искажениям: происходило скрытое повышение цен вследствие появления якобы новых товаров, сокрытие инфляционных процессов, так как не учитывались цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товаров. Происходило так же повышение цен на товары улучшенного качества, однако рост цены далеко опережал новый уровень качества.

Выборочная системе регистрации цен базируется на следующих принципах:

  • использование выборочного метода во времени, пространстве и в товарной массе;
  • формирование потребительской корзины;
  • необходимость поправок на изменение качества товаров;
  • полный охват всех форм и видов торговли (субрынков);
  • ограниченный учет документов.

В нашей стране с 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда «потребительская корзина» содержит 407 наименований товаров.

Цены — сложная категория, и их изучение требует применения набора показателей, позволяющих анализировать состояние, взаимосвязи и поведение цен, относящихся как к государственной, так и к него государственной собственности.

Основными показателями статистики цен и ценообразования являются:

  • индивидуальный уровень цен;
  • средний уровень цен;
  • обобщающий уровень цен (соотношение цен и дохода);
  • степень влияния уровня и динамики факторов на уровень и динамику цен;
  • доля в цене себестоимости, сбытовых, оптовых, розничных наценок, различных надбавок, НДС, акциза;
  • коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, отдельных товаров;
  • показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом, географическом) и во времени;
  • показатели динамики цен отдельных товаров, товаров представителей, всех товаров.

Построение перечисленных показателей связано с группировками, индексами, регрессиями, использованием коэффициентов эластичности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)