Подзаконные акты в налоговом праве
Несмотря на то, что законодательные акты выступают основными источниками налогового права, при регулировании налоговых отношений не обойтись без подзаконных актов, принимаемых органами исполнительной власти в развитие законодательства о налогах и сборах.
Еще недавно, в 1990-е годы, подзаконные акты фактически были центром, сердцевиной нормативно-правового регулирования налоговых отношений в Российской Федерации.
Действовавшие в тот период законы Российской Федерации о налогах устанавливали самые общие начала правопорядка в налоговой сфере, опускали «детали» налогового регулирования, изобиловали отсылочными нормами.
Налоговый закон фактически утрачивал качества акта прямого действия; он не был самоисполним, и для его применения требовалось принятие подзаконных актов.
Подзаконными актами регулировались практически все аспекты налогообложения и активно восполнялись пробелы налогового законодательства.
В то время указами Президента РФ регулировались наиболее важные вопросы, не урегулированные налоговым законом, вплоть до введения новых налогов («указное налоговое право»), а инструкциями налогового ведомства (в то время — Госналогслужбы) «прописывались» основные элементы налога. Налоговые нормы могли содержаться в инструкциях и письмах Госналогслужбы.
Само «налоговое законодательство» понималось в тот период времени как совокупность не только собственно за-конов о налогах, но и многочисленных подзаконных актов, принимаемых по налоговым вопросам Президентом РФ, Правительством РФ и налоговым ведомством.
С принятием Налогового кодекса РФ в 1999 г. отношение к подзаконным актам кардинальным образом изменилось.
Сам Налоговый кодекс стал применяться при регулировании налоговых отношений как акт прямого действия. Любые неясности, неточности, пробелы в налоговом законе должны отныне истолковываться в пользу налогоплательщика.
После введения в действие Налогового кодекса РФ подзаконные акты могут приниматься для регулирования налоговых отношений только по прямому предписанию, содержащемуся в Налоговом кодексе РФ или ином акте законодательства о налогах и сборах.
Это требование законодательства о налогах и сборах было прокомментировано Конституционным Судом РФ, указавшим на то, что подзаконные акты не могут допускать ограничения прав или возлагать на налогоплательщика дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом (определение КС РФ от 05.11.2002).
- Мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях
- Обжалование налогоплательщиком актов налоговых органов действий и бездействия их должностных лиц
- Информирование и консультирование налогоплательщика
- Налоговая тайна
- Защита законных интересов налогоплательщика: презумпция добросовестности налогоплательщика
- Принципы налоговой ответственности
- Налоговая ответственность: понятие и мера ответственности
- Грубое нарушение правил учета
- Длящиеся правонарушения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу