Пени

Как уже отмечалось, пеня среди допустимых способов обеспечения исполнения налоговой обязанности занимает особое положение.

Несмотря на свое название, пеня не относится к числу гражданско-правовых обеспечительных мер и по своей природе сближается с обеспечительными мерами публично-правовой природы, применяемыми в налоговом праве.

Под пеней в налоговом праве понимается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с теми, что установлены законодательством о налогах и сборах.

Пеня имеет ту же правовую природу, что и недоимка, и представляет собой увеличение размера недоимки (возрастание недоимки) за время просрочки уплаты налога.

Пеня — одна из мер налогового принуждения восстановительного характера.

Для возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения налоговой обязанности, налоговые органы, во-первых, взыскивают невнесенный в срок налог (недоимку), а также пеню, которая по выражению Конституционного Суда РФ, представляет собой дополнительный платеж — компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм (постановление КС РФ от 17.12.1996).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем уплаты налога, установленным налоговым законодательством.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

Законодательство о налогах и сборах определяет ситуации, при которых пени не начисляются на недоимку. Например:

  • на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что на его имущество был наложен арест на его имущество или приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банке;
  • на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовыми, налоговыми или другими уполномоченными органами государственной власти, и т. д.

Пени взыскиваются с налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, как правило, в бесспорном порядке, а с физическим лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в судебном порядке.

Если в случаях, установленных налоговым законодательством, недоимка с налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя взыскивается в судебном порядке, то в таком же порядке будет взыскиваться и пеня.

Будучи мерой государственного принуждения в налоговых правоотношениях, пеня принципиально отличается от другой принудительной меры — санкции за налоговое правонарушение (т. е. штрафа, уплачиваемого по Налоговому кодексу РФ).

Отметим наиболее важные отличия.

Основанием для налоговой санкции (штрафа) является налоговое правонарушение. Основание для уплаты пени является недоимка.

Поэтому возможны случаи, когда пеня взыскивается без привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Важно также отметить, что при начислении пени не учитывается виновность налогоплательщика. Отсутствие вины, являющейся обязательным условием привлечения к налоговой ответственности, освобождает налогоплательщика от уплаты штрафа, но не освобождает от уплаты пени.

Размер начисленных пеней, в отличие от штрафных санкций, не увязывается с наличием каких-либо объективных или иных обстоятельств (например, форс-мажорных).

По истечении трехлетнего срока давности налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности, на него не может быть наложена штрафная санкция.

При этом он не связан сроком исковой давности по исполнению налоговой обязанности: обязанность по уплате недоимки и пени имеет бессрочный характер.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)