Пени
Как уже отмечалось, пеня среди допустимых способов обеспечения исполнения налоговой обязанности занимает особое положение.
Несмотря на свое название, пеня не относится к числу гражданско-правовых обеспечительных мер и по своей природе сближается с обеспечительными мерами публично-правовой природы, применяемыми в налоговом праве.
Под пеней в налоговом праве понимается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнению с теми, что установлены законодательством о налогах и сборах.
Пеня имеет ту же правовую природу, что и недоимка, и представляет собой увеличение размера недоимки (возрастание недоимки) за время просрочки уплаты налога.
Пеня — одна из мер налогового принуждения восстановительного характера.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со дня, следующего за днем уплаты налога, установленным налоговым законодательством.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
Законодательство о налогах и сборах определяет ситуации, при которых пени не начисляются на недоимку. Например:
- на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что на его имущество был наложен арест на его имущество или приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банке;
- на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовыми, налоговыми или другими уполномоченными органами государственной власти, и т. д.
Пени взыскиваются с налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, как правило, в бесспорном порядке, а с физическим лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в судебном порядке.
Если в случаях, установленных налоговым законодательством, недоимка с налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя взыскивается в судебном порядке, то в таком же порядке будет взыскиваться и пеня.
Будучи мерой государственного принуждения в налоговых правоотношениях, пеня принципиально отличается от другой принудительной меры — санкции за налоговое правонарушение (т. е. штрафа, уплачиваемого по Налоговому кодексу РФ).
Отметим наиболее важные отличия.
Основанием для налоговой санкции (штрафа) является налоговое правонарушение. Основание для уплаты пени является недоимка.
Поэтому возможны случаи, когда пеня взыскивается без привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Размер начисленных пеней, в отличие от штрафных санкций, не увязывается с наличием каких-либо объективных или иных обстоятельств (например, форс-мажорных).
По истечении трехлетнего срока давности налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности, на него не может быть наложена штрафная санкция.
При этом он не связан сроком исковой давности по исполнению налоговой обязанности: обязанность по уплате недоимки и пени имеет бессрочный характер.
- Мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях
- Обжалование налогоплательщиком актов налоговых органов действий и бездействия их должностных лиц
- Информирование и консультирование налогоплательщика
- Налоговая тайна
- Защита законных интересов налогоплательщика: презумпция добросовестности налогоплательщика
- Принципы налоговой ответственности
- Налоговая ответственность: понятие и мера ответственности
- Грубое нарушение правил учета
- Длящиеся правонарушения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу