Подход со стороны школы поведенческих наук и теории человеческих ресурсов

Свое название школа получила от широко известных психологических терминов «бихейвио», «бихейвиоризм» (поведение, наука о поведении).

Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией. Исходная предпосылка бихейвиоризма состоит в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул.

Этот подход в управлении был перенесен на работающего человека и на отношения между менеджерами и работающими. Суть этих отношений основана на том, что работник, получая хорошее вознаграждение от менеджера, отвечает на него положительной реакцией – хорошей работой.

Данную школу можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, однако возникли другие концепции, существенно отличающиеся от взглядов представителей школы человеческих отношений.

Начало новой концепции положил У. Барнард, который опубликовал в 1938 году работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегора.

Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре.

Основной вклад:

  • применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом;
  • разработан ряд концепций и положений об индивиде и «кооперации», формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации;
  • изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте;
  • мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения;
  • формулирование вывода о том, что работа человека будет в том случае успешной, если положительная мотивация сопровождается достаточными усилиями и определенными способностями.

Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)