Подход со стороны школы человеческих отношений

Представители: Мэри Паркер Фоллет (1868–1933) и Элтон Мэйо (1880–1949), А. Маслоу (1908–1970).

Создателем этой школы считается Э. Мейо, который в течение шесть лет проводил «Хоторнский эксперимент». Суть исследования состояла в том, что высокая производительность труда объясняется особыми отношениями между людьми в процессе совместной работы.

Поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, а также какие отношения существуют между членами коллектива и отношения менеджеров к потребностям работников.

Школа зародилась в ответ на неспособность представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Ее суть – управление межличностными отношениями и применение психологии и социологии.

Основной вклад:

  • применение приемов управления к межличностным отношениям для повышения степени удовлетворенности работников и роста производительности их труда;
  • каждое предприятие рассматривается как социальная система;
  • научные разработки и рекомендации представителей этой школы послужили основой для создания таких новых разделов менеджмента, как конфликтология, управление персоналом, теория лидерства и т. д.;
  • основная суть концепции состоит в том, что если руководство будет проявлять большую заботу о своих работниках, то это будет способствовать росту удовлетворенности трудом, что приведет к увеличению производительности;
  • развития у рабочих чувства как индивидуальной, так и коллективной ответственности;
  • создание в организации атмосферы «подлинной общности интересов»;
  • переход от авторитета должности к авторитету знаний и профессионализма.

Исследования А. Маслоу показали, что мотивами поведения и поступков людей являются не экономические факторы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Он обосновал теорию иерархии потребностей, согласно которой потребности делятся на пять уровней: физиологические, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и в саморазвитии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)