Плохие новости

Стимулы вводятся с какой-то целью, и поскольку эта цель часто очевидна тем, для кого вводятся стимулы, из этой цели можно сделать выводы о том, кто вводит стимулы, о его представлениях о тех, на кого стимулы нацелены, и о природе задач, которые нужно выполнить. Как отметили Марк Леппер и соавторы, стимулы могут повлиять на предпочтения по причинам, которые знакомы экономистам: потому что они свидетельствуют «о предполагаемых мотивах того, кто назначает награду».

Самим фактом введения стимула тот, кто его вводит, раскрывает информацию о своих намерениях (например, максимизация собственного выигрыша или поиск справедливости), о своих представлениях о том, на кого нацелены стимулы (например, старательный ли это работник), а также об ожидаемом поведении (например, насколько тяжело будет вести себя по-новому).

Эта информация может повлиять на желание тех, на кого нацелены стимулы, выполнять задание.

Угроза главы пожарного управления урезать зарплату подчиненным, отсутствовавшим на работе по болезни более пятнадцати дней, сообщает информацию о том, что он не верит, что пожарные делают все возможное для того, чтобы приходить на работу, особенно в понедельник и пятницу.

Новая ситуация-работа с руководителем, который им не доверяет,—по-видимому, изменила мотивацию пожарных.

Конечно, мы не можем знать наверняка, что повлияло на рост числа больничных. Может быть, мы столкнулись с внезапной эпидемией гриппа. Именно поэтому мы используем экспериментальные данные в дополнение к наблюдению в естественной среде, чтобы понять, почему возникает вытеснение.

Этот эффект «плохих новостей» обычно возникает в отношениях между принципалом, который разрабатывает стимулы (устанавливает зарплату, систему штрафов за нарушение дедлайнов и т.д.), и агентом, которого побуждают следовать интересам принципала в большей степени, чем в отсутствие стимулов.

Чтобы добиться своей цели, принципал должен узнать (или угадать), как агент отреагирует на каждый из возможных предложенных ему стимулов. Агент, конечно, знает это, и поэтому легко мо­жет догадаться, о чем думал принципал, когда вы­ брал какой-то конкретный стимул из доступных ему способов повлиять на поведение агента.

Интересно
Вот пример, как иногда на практике эта схема может плохо работать. В ходе эксперимента, похожего на игру «Доверие», в которую играли студенты и исполнительные директора в Коста-Рике, немецкие студенты в роли «инвестора», принципала, могли перевести некоторую сумму агенту, «получателю». Как обычно происходит в игре «Доверие», экспериментатор утраивает сумму. Вспомним, что получатель, зная выбор инвестора, может перевести инвестору обратно некоторую сумму (возможно, даже всю сумму или совсем ничего) от утроенного первоначального перевода.

Но в этой версии игры «Доверие» был нюанс. Когда инвестор переводил деньги получателю, он мог передать получателю сообщение с желаемым уровнем обратного перевода. Кроме того, экспериментатор ввел возможность стимулирования: в некоторых из экспериментов инвестор мог ввести штраф в случае, если обратный перевод получателя оказывался меньше желаемого инвестором уровня.

В этой версии «со штрафом» у инвестора была еще одна возможность, а именно отказаться от использования штрафа, и этот выбор (отказ штрафовать непослушного получателя) был известен получателю до принятия решения о величине обратного перевода.

В условиях доверия (черные столбцы, без штрафов) получатели отвечают на более щедрые переводы от инвесторов более щедрыми обратными переводами. Но заявленное желание оштрафовать получателя (серые столбцы) в эксперименте снижает обратные переводы при данном уровне начального перевода инвестора. По-видимому, использование штрафа понизило у получателя чувство реципрокности по отношению к инвестору. Еще интереснее, что отказ от использования штрафа в ситуации, когда им можно было воспользоваться (белые столбцы), увеличивал обратные переводы (опять же, при данном уровне начального перевода инвестора).

Лишь одна треть инвесторов отказалась ввести штраф, когда у них была такая возможность; их выигрыш оказался на 50% выше, чем у тех инвесторов, которые использовали штраф. Интерпретация результатов Фера и Рокенбаха в духе «плохих новостей» могла бы состоять в том, что и в условиях доверия, и при отказе инвестора от штрафа больший начальный перевод сигнализировал о том, что инвестор доверяет получателю. Использование штрафа передавало другое сообщение и снижало реципрокность получателя. Возможность штрафа и возможность публично отказаться от использования штрафа позволяла инвестору отправить сообщение о доверии для получателя.

Из этих экспериментов можно извлечь уроки для дизайна институтов и организаций. Вытесне­ние, вызванное механизмом плохих новостей, может быть распространено в отношениях принципала-агента, но его можно избежать, если у принципала имеются средства, позволяющие сигнализировать о своем доверии или о справедливом отношении к агенту.

Нам с Поланья-Рейес хотелось узнать, кто именно из испытуемых отрицательно отреагировал на угрозу штрафа. Наш обзор экспериментов показывает, что это были те индивиды, у которых сильнее внутренняя мотивация и стремление к справедливости. У тех же, кто стремится к максимизации своего выигрыша, по-видимому, просто нечего вытеснять. Этот факт не удивляет и, как и положительный эффект от отказа инвестора использовать штрафы, служит уроком для аристотелевского Законодателя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)