От Макиавелли к дизайну механизмов

Но, возможно, правильно рассчитанные оптимальные субсидии и налоги в стиле Маршалла-Пигу помогут заменить полные контракты, которые невозможно заключить на рынках труда, кредита и прочих товаров? Если это так, то цены все же смогут выполнить работу морали; область, в которой «не соваться в чужие дела» оказывается хорошей политикой, значительно расширится.

Для достижения этой цели было предложено множество хитроумных систем стимулов. Возникла даже отдельная отрасль знания под названием дизайн механизмов.

Механизм —это попросту набор прав собственности, стимулов, ограничений и прочих правил, определяющих взаимодействие людей.

Предположения, ко­торые требуются для того, чтобы эти механизмы работали, столь же далеки от реальной экономики, как и предположения первой фундаментальной теоремы экономики благосостояния.

Интересно
Дизайн механизмов пока не разработал таких стимулов, которые сделали бы этические и альтруистические мотивы излишними, и вряд ли когда-нибудь разработает. Юристам и политикам пока не удается заставить эгоистичных людей гарантированно вести себя так, как если бы их волновали последствия их действий для других.

Так что неудивительно, что, за исключением учебников по экономике, люди стараются не иметь дела с Homo economicus. Работодатели предпочитают нанимать работников с сильной трудовой этикой; банки предпочитают одалживать деньги тем заемщикам, которые будут вести свои дела, как обе­щано, а не ввязываться в более выгодные, но и более рискованные проекты.

И опять, все, кроме авторов учебников по экономике, знают, что «договор сам по себе недостаточен», как Дюркгейм написал столетие назад, «повсюду, где существует договор, он подчинен регламентации, являющейся делом общества». Он повторял общее место о том, что рукопожатие имеет значение; если рукопожатие не важно, экономика будет страдать.

В статье, объясняющей теорему о невидимой руке, Эрроу писал:

«В отсутствие доверия… возможности для взаимно благоприятного сотрудничества будут упущены… Нормы социального поведения, в том числе этические и моральные кодексы, [могут быть] … реакцией общества, призванной компенсировать провалы рынка».

Иными словами, поскольку контракты неполны, мораль должна делать работу цен, а не наоборот.

Идея Эрроу состоит в том, что социальные нормы и моральные кодексы должны сглаживать провалы рынка, когда они способствуют интернализации издержек и выгод, накладываемых действиями индивида на остальных.

Несмотря на неполноту контрактов, главные рынки в современной экономике — рынки труда, кредита и знаний — иногда работают сравнительно неплохо, потому что социальные нормы и альтруистические мотивы воспитывают в людях положительную трудовую этику, обязательство говорить правду о качествах проекта или информации и стремление выполнять данные обещания.

Значение норм и прочих социальных мотивов не ограничивается только тем, что мы привыкли называть провалами рынка. Нормы важны и на тех аренах социальной жизни, на которых влияние и по­следствия чьих-либо действий на других не управляются контрактом: долгосрочные климатические последствия выбора определенного стиля жизни, создание устойчивых к лекарствам штаммов из-за чрезмерного использования антибиотиков, а также дорожные пробки возникают в результате выбора, совершаемого людьми.

Необходимость опоры хорошего управления на социальные нормы будет только возрастать по мере того, как эти и другие проблемы будут вставать перед нами все острее. Меняющаяся природа самого труда—от производства вещей к обработке информации и предоставлению услуг, например,—также указывает на то, что неполнота контрактов в наших экономиках будет лишь возрастать.

Классические экономисты были правы, считая, что этических и альтруистических мотивов недостаточно для хорошего управления экономикой, в которой множество сделок осуществляется между незнакомцами. Никто теперь не сомневается в правоте замечания Адама Смита о том, что эгоистический интерес можно направлять для достижения «цели, которая совсем и не входила в его намерения».

Но Йозеф Шумпетер, который был одним из первопроходцев экономической теории инноваций и технического прогресса, также был прав, когда писал, что «ни одна система не сможет работать… если в ней каждый… будет руководствоваться лишь собственными утилитарными целями».

В этом предложении он описывает не семью или государство, области, в которых роль этических и альтруистических мотивов широко признана, а работу капиталистической фирмы.

Макиавелли предвосхитил идею Руссо относительно того, чтобы рассматривать «людей, как они есть», более чем на два столетия (а дизайн механизмов —более чем на четыре столетия) и поставил перед своим республиканским законодателем зада­чу разработать такую структуру управления, которая позволит людям с «обычными и естественными нравами» выбирать такие действия, результатом которых станет хорошо управляемая республика.

Эта идея была важным вкладом в понимание нами того, как именно должна производиться разработка политики и как именно должны писаться законы.

Но того же нельзя сказать о радикальном расширении этой хорошей идеи, сначала Мандевилем, а затем экономистами, которые сочетают профессиональное безразличие к природе индивидуальных предпочтений с излишней уверенностью в том, что хитроумные стимулы способны заставить даже аморальных и эгоистичных граждан действовать к общей пользе.

Этические и альтруистические мотивы всегда были неотъемлемой частью хорошо управляемого общества, и в будущем они станут еще более значимыми. Политика, которая не учитывает этот факт и не уделяет внимания характеру предпочтений, определяющих действия других людей, может подорвать эти основы общества. Именно поэтому по­литикам следует учитывать и реакцию пожарных на штрафные санкции главы управления, и реакцию родителей, которые с опозданием забирали своих детей из детсада после введения штрафов.

На последующих страницах мы поставим себя на место аристотелевского Законодателя, который разделяет наши проблемы и пытается управлять хорошо, зная, что стимулы и ограничения, хотя и необходимы для любого социального порядка, никогда не будут достаточны и даже могут иметь непредвиденные негативные последствия для этических мотивов. В глазах Законодателя политический инструментарий, основанный на максиме об эгоистическом собственном интересе и разработанный для дурных людей и мошенников, может оказаться частью проблемы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)