Первые шаги на пути совершенствования корпоративной культуры

В журнале «Управление персоналом» напечатана статья «Формирование организационной культуры на промышленном предприятии», в которой обобщен опыт организации и проведения работ по совершенствованию организационной культуры акционерного общества «Муромский радиозавод».

Автор статьи пишет, что «Разработка официальной философии предприятия — это всего лишь первый шаг на пути к созданию новой организационной культуры. Руководство предприятия вполне осознает, что процесс осмысления, освоения и реального применения новой философии управления в деятельности предприятия — процесс трудоемкий и длительный. Сейчас важно другое — этот процесс начался».

Конечная цель совершенствования организационной культуры — адаптация к быстро меняющейся среде, приобретение мобильности, гибкости, конкурентоспособности, живучести в условиях рынка.

«Новая парадигма управления основана на отказе от технократического и переходе к инновационному управлению, требующему постоянного обновления продукции, технологии, структуры, т. е. умения при- спосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде.

Главным фактором успеха такой стратегии являются люди, их организационная культура, которая представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной организации, отличающихся стилем поведения, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, степенью идентификации работников с организацией и целями ее развития».

«Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели».

Что такое философия фирмы? Исходя из определения философии (форма общественного сознания, направленная на выработку миро- воззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру) это — основа мировоззрения фирмы, коллективного сознания организации, фундаментальные определяющие идеи, принципиальные взгляды на окружающий мир и себя в нем, являющиеся регулятором поведения и критерием его оценки.

«Философия управления» включает три составных элемента: миссию, базовые цели (принципы) и кодекс делового поведения сотрудников.

Сначала исследовали имеющуюся организационную культуру акционерного общества «Муромский радиозавод»:

  • опрошено 265 человек разных уровней и подразделений;
  • исследовались правила и нормы поведения, индивидуальные и групповые интересы через отношения между руководителями и подчиненными (учет интересов подчиненных, умение слушать, взаимопонимание, доверие к подчиненным и т. п.), ожидания подчиненных, стиль руководства;
  • исследован морально-психологический климат.

Уровень патриотизма по отношению к организации рассматривался через такие факторы, как:

  • информированность о целях организации;
  • гордость за свой труд;
  • правильность оценки трудового вклада работника его руководи- телем;
  • вовлеченность;
  • мотивация;
  • ответственность;
  • карьерные устремления;
  • стремление поменять место работы.

С целью формулирования философии организации в течение 2 дней проводилась проблемно-ориентированная деловая игра «Рыночная философия управления предприятием».

На первом этапе внедрения новой философии организации решено, что этот процесс будет осуществляться за счет:

  • разработки и распространения специальной брошюрки;
  • аттестации, в которую будут включены вопросы философии организации;
  • обучения работников;
  • наглядной агитации (лозунгов, плакатов).

Ведущая роль при внедрении новой организационной культуры принадлежит службам управления персоналом (УП). Появилась долж- ность директора по персоналу. Работа с персоналом получила статус стратегической значимости в деятельности предприятия. В службу УII вместо отдела кадров теперь входит отдел развития человеческого по- тенциала(ОРЧП), а также отдел корпоративной культуры (ОКК).

Новая система распределения полномочий осуществляется через положения о подразделениях и должностные инструкции, куда вводятся цели, методы и принципы современного управления, критерии оценки выполнения функций. То же относится и к системе стимулирования.

Вот как выглядят теперь основные элементы философии АО «Му- ромский радиозавод». Миссия:

  1. Служить обществу и потребителям, создавая высококачественную радиоаппаратуру.
  2. Организовывать эффективные коммуникации надежными системами связи по индивидуальным заказам потребителей.
  3. Повышать качество жизни людей. Базовые цели (принципы):
  • Рост к взаимной выгоде компании, потребителей, общества.
  • Справедливую прибыль — высокому качеству нашей компании.
  • Прогресс во всем — основа нашей корпоративной культуры.
  • Наша компания — единая команда, высокий дух.
  • Качество нашей продукции — это наше лицо.
  • Каждый работник — это достояние нашей фирмы. Кодекс поведения:
  • Имидж фирмы — наша честь и гордость.
  • Желание потребителя — для нас закон.
  • Творческий потенциал каждого — общей цели.
  • Трудовой коллектив — наша общая семья.
  • Полному доверию — высочайшую ответственность.
  • Организуй самого себя: делай трудное привычным, привычное — легким.
  • В здоровом теле — здоровый дух.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)