Первые шаги на пути совершенствования корпоративной культуры
В журнале «Управление персоналом» напечатана статья «Формирование организационной культуры на промышленном предприятии», в которой обобщен опыт организации и проведения работ по совершенствованию организационной культуры акционерного общества «Муромский радиозавод».
Автор статьи пишет, что «Разработка официальной философии предприятия — это всего лишь первый шаг на пути к созданию новой организационной культуры. Руководство предприятия вполне осознает, что процесс осмысления, освоения и реального применения новой философии управления в деятельности предприятия — процесс трудоемкий и длительный. Сейчас важно другое — этот процесс начался».
«Новая парадигма управления основана на отказе от технократического и переходе к инновационному управлению, требующему постоянного обновления продукции, технологии, структуры, т. е. умения при- спосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде.
Главным фактором успеха такой стратегии являются люди, их организационная культура, которая представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников в данной организации, отличающихся стилем поведения, показателями удовлетворенности работой, уровнем взаимного сотрудничества, степенью идентификации работников с организацией и целями ее развития».
«Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели».
Что такое философия фирмы? Исходя из определения философии (форма общественного сознания, направленная на выработку миро- воззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека и исследующая познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру) это — основа мировоззрения фирмы, коллективного сознания организации, фундаментальные определяющие идеи, принципиальные взгляды на окружающий мир и себя в нем, являющиеся регулятором поведения и критерием его оценки.
«Философия управления» включает три составных элемента: миссию, базовые цели (принципы) и кодекс делового поведения сотрудников.
Сначала исследовали имеющуюся организационную культуру акционерного общества «Муромский радиозавод»:
- опрошено 265 человек разных уровней и подразделений;
- исследовались правила и нормы поведения, индивидуальные и групповые интересы через отношения между руководителями и подчиненными (учет интересов подчиненных, умение слушать, взаимопонимание, доверие к подчиненным и т. п.), ожидания подчиненных, стиль руководства;
- исследован морально-психологический климат.
Уровень патриотизма по отношению к организации рассматривался через такие факторы, как:
- информированность о целях организации;
- гордость за свой труд;
- правильность оценки трудового вклада работника его руководи- телем;
- вовлеченность;
- мотивация;
- ответственность;
- карьерные устремления;
- стремление поменять место работы.
С целью формулирования философии организации в течение 2 дней проводилась проблемно-ориентированная деловая игра «Рыночная философия управления предприятием».
На первом этапе внедрения новой философии организации решено, что этот процесс будет осуществляться за счет:
- разработки и распространения специальной брошюрки;
- аттестации, в которую будут включены вопросы философии организации;
- обучения работников;
- наглядной агитации (лозунгов, плакатов).
Ведущая роль при внедрении новой организационной культуры принадлежит службам управления персоналом (УП). Появилась долж- ность директора по персоналу. Работа с персоналом получила статус стратегической значимости в деятельности предприятия. В службу УII вместо отдела кадров теперь входит отдел развития человеческого по- тенциала(ОРЧП), а также отдел корпоративной культуры (ОКК).
Новая система распределения полномочий осуществляется через положения о подразделениях и должностные инструкции, куда вводятся цели, методы и принципы современного управления, критерии оценки выполнения функций. То же относится и к системе стимулирования.
Вот как выглядят теперь основные элементы философии АО «Му- ромский радиозавод». Миссия:
- Служить обществу и потребителям, создавая высококачественную радиоаппаратуру.
- Организовывать эффективные коммуникации надежными системами связи по индивидуальным заказам потребителей.
- Повышать качество жизни людей. Базовые цели (принципы):
- Рост к взаимной выгоде компании, потребителей, общества.
- Справедливую прибыль — высокому качеству нашей компании.
- Прогресс во всем — основа нашей корпоративной культуры.
- Наша компания — единая команда, высокий дух.
- Качество нашей продукции — это наше лицо.
- Каждый работник — это достояние нашей фирмы. Кодекс поведения:
- Имидж фирмы — наша честь и гордость.
- Желание потребителя — для нас закон.
- Творческий потенциал каждого — общей цели.
- Трудовой коллектив — наша общая семья.
- Полному доверию — высочайшую ответственность.
- Организуй самого себя: делай трудное привычным, привычное — легким.
- В здоровом теле — здоровый дух.
- Слагаемые убеждения
- Факторы формирования команды
- Понятие и особенности групп в организации
- Заготовка для разработки коллективного договора
- Международные регуляторы трудовых отношений
- Социальные признаки этичной корпорации
- Примерные правила внутреннего трудового распорядка российской корпорации
- Культура речи корпорации (культура деловой переписки)
- Деловое общение посредством визитной карточки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу