Факторы формирования команды

Способствует созданию продуктивной команды использование следующих методов и приведение в действие следующих факторов:

  • коллегиальный стиль управления;
  • причастность работников к делам и целям корпорации, достаточная информированность о том, что и почему происходит;
  • принцип воспитания лидеров из своих подчиненных на всех уровнях, т. е. формирования такой команды, где все являются лидерами (правда, каждый — на своем уровне);
  • подбор работников по совместимости;
  • постоянный мониторинг групповых процессов;
  • использование опыта работы японских кружков качества;
  • метод экстремальных ситуаций (японская «школа дьяволов» и пребывание на необитаемом острове);
  • методы коллективной «мыследеятельности» (мозговая атака, метод Гордона, деловые игры, рассмотрение деловых ситуаций, дискуссии и т. п.);
  • использование рекомендаций Зигерта и Ланг по укреплению сплоченности группы и другие.

Рассмотрим несколько подробнее идею формирования команды лидеров как основы повышения результативности и уровня развития людей и организации.
Как считает Дж. Максвелл,176 основной вопрос руководителя — воспитываю ли я потенциальных лидеров. Формирование лидеров на всех уровнях управления организацией способствует ее развитию и процветанию.

Логика автора довольно проста: общий потенциал организации зависит от потенциалов ее сотрудников, и если подбирать подчиненных по принципу «избегания неудач», т. е. с опасениями, «как бы не оказались умнее, сильнее и не подсидели», тогда с каждым уровнем управления потенциал людей будет ниже и ниже, пока в самом массовом нижнем звене не соберется просто «толпа тупых исполнителей».

Воспитывая же потенциальных лидеров (при этом не забывая о собственном росте), лидер организации получает на всех уровнях самостоятельных, творчески, широко и профессионально мыслящих соратников, готовых к взаимозаменяемости. Осознание такого восприятия подчиненных как единственно правильного, перспективного для организации—сложнейшая психологическая задача лидера.

Американский бизнесмен X. Маккей пишет: «Победители окружают себя другими победителями. Победитель знает, что он победитель. Он не нуждается в том, чтобы его окружали второсортные людишки и подхалимы, расточающие ему комплименты, лестные для его самолюбия. Он знает, что одержит больше побед и пойдет дальше, имея соратников, которые не только в состоянии не отставать от него, но могут и его кое-чему научить».

Проблема настоящего лидера-руководителя — создание обстановки, благоприятной для потенциальных лидеров, а самая большая радость — создание команды мечты и руководство ею. Методика Максвелла включает и отбор потенциальных лидеров, и создание обстановки для их развития, и организацию их постоянного развития.

«Великие лидеры делятся своим опытом и знаниями». Чтобы понять, насколько хорошо вы можете распознать уровень развития потенциального лидера, рассмотрите занятную схему его характеристик, позаимствованную Дж. Максвеллом у Б. Билля.

Напрашивается вопрос: какими качествами должен обладать руководитель, воспитывающий из своих подчиненных лидеров, делегирующий им свои полномочия?
Здесь мнения могут быть различными, однако очевидно, что такой руководитель нацелен на использование всего потенциала своих подчиненных, стремится к его развитию, всегда может рассчитывать па компетентную поддержку. Именно такой руководитель может оставаться спокойным за работу фирмы в случае своего отсутствия. Он должен высоко и справедливо оценивать себя и других, не видеть в подчиненных конкурентов, которые готовы его «подсидеть».

Вообще, в данном случае годится сравнение качеств «акулы бизнеса» и «дельфина бизнеса», которые мы рассмотрели выше. Очевидно, что воспитывать лидеров и делегировать полномочия будет «дельфин», а не «акула».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)