Педагогический процесс как субъект субъектное взаимодействие
В педагогике основным понятием является педагогический процесс, под которым понимается специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников. Цель этого взаимодействия с точки зрения педагогики заключается в решении задач, направленных на удовлетворение образовательных потребностей личности. А предметом взаимодействия выступает содержание образования.
Педагогическое взаимодействие представляет собой организованный контакт педагога и воспитанников (учителя и учеников, преподавателя и студентов), вследствие которого происходят взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Это означает, что педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский). В рамках такого понимания педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса выделяются два важнейших компонента – педагог и воспитанник, выступающие наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогической коммуникации, влияющих на ход и результаты педагогического процесса.
В педагогической науке есть и другое понимание педагогического процесса: как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на воспитанника в целях формирования личности с заданными качествами. Такой подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью – особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъектобъектные отношения в педагогическом процессе. И исключает возможность педагогической коммуникации как двустороннего процесса.
Данный подход является следствием переноса в педагогику основного положения теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике субъект – это педагог, а объектом, естественно, считается воспитанник, обучающийся. Представление о педагогическом процессе как субъектобъектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если ученик – это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т. е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, педагогика утверждает тем самым приоритет субъектсубъектных отношений в его структуре, которые являются основой педагогической коммуникации.
Для осуществления педагогического процесса необходимы специально организованные условия, задаваемые содержанием и технологией педагогической коммуникации. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. На уровне педагогической системы цель служит ориентиром, ее организующим фактом. Образовательный процесс ориентируется на них и всецело подчиняется целям педагогической системы. При этом цель педагогической системы в конкретных условиях педагогического процесса предстает в форме педагогических задач. Педагогическая задача – развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса. Именно решение педагогических задач обусловливает и определяет педагогический процесс.
Педагогическая задача удовлетворяет следующим условиям:
- обладает всеми существенными признаками педагогического процесса;
- является общей при реализации педагогических целей;
- обнаруживается при выделении путем абстрагирования в любом реальном педагогическом процессе.
В реальном педагогическом процессе в коммуникации педагогов и воспитанников возникают самые разные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.
Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, она может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения множества задач разного уровня сложности.
Воспитанники тоже непосредственно включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. Это означает, что единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая предстает в реальном педагогическом процессе как педагогическая ситуация, в которой и осуществляется педагогическая коммуникация – коммуникативное взаимодействие педагогов и воспитанников с определенной целью. Поэтому актуальная педагогическая ситуация, в свою очередь, предстает как коммуникативная задача. Таким образом, движение педагогического процесса в ситуациях педагогической коммуникации прослеживаются при переходе от решения одной коммуникативной задачи к другой.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу