Ожидания потребителей

Потребительские ожидания при оценке качества транспортных услуг строятся на основе следующих ключевых факторов:

  • речевых коммуникаций (слухов), т.е. той информации об услугах, которую покупатели узнают от других покупателей;
  • личных потребностей, т.е. в зависимости от личности покупателя, его запросов, его представлений о качестве услуг, его характера, а также политических, религиозных, общественных и других взглядов;
  • прошлого опыта, т.е. возможно, такого рода услуги уже потреблялись в прошлом;
  • внешних сообщений (коммуникаций), т.е. информации, получаемой от производителей услуг по радио, телевидению, из прессы и других источников.

Для разрешения данной проблемы предприятие сферы услуг может применять одну из маркетинговых стратегий:

  1. В рамках своего маркетинга планировать ожидание услуг высокого качества и оправдывать такие ожидания. Применение этой стратегии позволяет быстро привлечь большое число клиентов.
  2. Быть скромнее в своих маркетинговых заявлениях, затем предложить услугу, которая значительно превосходит ожидания. Эта стратегия будет способствовать укреплению приверженности и уверенному росту благодаря обращениям потребителей.

Какая бы долговременная стратегия ни применялась, ее «соответствие» (постоянное предоставление качественной услуги) является важным фактором по мере роста ожиданий качества, поскольку снижение качества услуги может иметь серьезные последствия. Поэтому фирме, предоставляющей услуги, предпочтительнее оправдывать ожидания постоянно, чем попытаться предвосхитить постоянно растущее ожидание, так как в последнем случае необходимо будет поднять уровень ожидания до такой высоты, что его трудно будет достичь и удержать на должной высоте.

Качество услуг, как правило, должно оцениваться по входным и выходным параметрам. К входным параметрам относятся: превосходная конструкция, качественные материалы, точная сборка, т.е. все то, что используется для повышения качества конечного продукта и представляет собой выгоды, которые потребитель ожидает получить.

Однако большинство потребителей не знают о качестве входных данных, т.е. как они рассматриваются с инженерной или производственной точек зрения. Потребители судят о качестве услуги по выходным параметрам. Под выходными параметрами понимаются выгоды, полученные покупателем от предоставленной услуги. Разница между этими двумя величинами называется расхождением, и по ней оценивают степень удовлетворенности покупателя качеством услуги. Существуют пять расхождений, которые образуют модель качества услуг (см. рис. 20).

Верхняя часть модели описывает факторы, которые определяют ожидания и спрос на услуги. Нижняя часть модели показывает, как компании создают услуги. Задача компании, предоставляющей услугу, заключается в том, чтобы уменьшить расхождения, которые были выявлены и определены как значительные препятствия к предоставлению качественной услуги.

Как видим, на рисунке присутствует пять расхождений в представлении параметров оценки качества услуг:

  • Расхождение 1 касается компании, предоставляющей услугу и взглядом потребителя на эту услугу.
  • Расхождение 2 – восприятие руководство ожиданий потребителей.
  • Расхождение 3 – ожиданием качества услуг.
  • Расхождение 4 – процессов предоставления услуг.
  • Расхождение 5 – соотношением фактически оказанной услуги и ожидаемыми параметрами услуг.

Ожидания потребителей

Рассмотрим представленные расхождения более подробно на рисунке 21.

Ожидания потребителей

Представленная модель достаточно часто применяется при измерении качества услуги в зарубежной практике. При этом следует отметить следующие ее недостатки. Данная модель может применяться для оценки качества транспортных услуг только крупных компаний (оценка качества транспортных услуг небольшой фирмы может быть неточной). Модель предполагает, что у клиентов не может быть ожиданий низкого качества транспортных услуг, если клиент ожидает услугу низкого качества, а получает несколько лучше, то эту услугу нельзя назвать качественной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)