Основные особенности рынка услуг

Любой рынок предполагает наличие на нем не только товаров, но и развитого сектора обмена услугами. То есть рынок услуг – это результат труда предприятий непроизводственной сферы. При этом он имеет ряд своих специфических особенностей. И именно эти особенности обуславливают свой особенный подход к маркетинговой, предпринимательской деятельности.

Составляющие:

  • высокая динамичность всех процессов в экономике. В первую очередь, на это влияет временной фактор, и во – вторую – динамика на рынке;
  • территориальная сегментация. Географическое разделение влияет на условия функционирования предприятий;
  • локальность. Исходя из территориальной сегментации рынок услуг ограничивается ей. Он локализован, хотя масштабы – различны;
  • скорость оборота капитала. Конечно в сфере услуг оборот капитала выше чем в производстве. Однако, эта особенность не всегда проявляется так четко. Но всегда в этом – преимущество для бизнеса сферы услуг;
  • чувствительность к изменениям рыночной конъектуры. Сюда могут влиять и демография, временные ограничения, пространственные локализации. Это может создавать трудности, так как любое изменение конъектуры повлечет за собой повышение степени риска и непредсказуемости последствий от принятых решений в маркетинге.
  • специфика производства услуг. Это малый и средний бизнес, которые легче приспосабливаются к рыночным изменениям. Но это правило имеет роль на локальных рынках. На крупных рынках, где услуги оказывают крупные компании (международные перевозчики), мелким не выжить, несмотря на их гибкость;
  • специфичность оказания услуги. Специфичность заключается все таки в том, что необходим личный контакт производителя и потребителя. Это, с одной стороны, прямой путь к коммуникациям, а с другой стороны, повышение требований к квалификации, опыту, этике;
  • дифференциация услуг. Сюда можно отнести и дифференциацию, и персонификацию, и индивидуализацию услуги. В целом, это стимулирует внедрение инноваций в этой сфере;
  • неопределенность результата. Пока услуга не оказана – оценить результат сложно. Для начала могут использоваться аналоги – сравнения с предыдущим процессом оказания услуг. Но даже они не дают точного результата.

Государство в современной экономике активно стало вмешиваться в рынок оказания услуг. Причины, на первый взгляд, просты – уход от услуг низкого качества (в виде закона о защите прав потребителей), естественные монополии на оказание социально значимых услуг, невозможность предоставления услуг рынку и ряду потребителей (например, только платное здравоохранение), хаотичное превышение спроса над предложением, проявление внешних эффектов. В виде загрязнений окружающей среды, или повышения уровня заболеваемости. Причины вмешательства отражены на рисунке 9. Отметим, что причины могут быть разные: от необходимости контроля до полного изменения хода оказываемой услуги.

Основные особенности рынка услуг

Ни одна отрасль экономики сегодня не может обойтись без государственного вмешательства. Все попытки отпустить экономику на самопроизвольное регулирование приводят к инфляции, структурным сдвигам и кризисным ситуациям.

Государство занимается реализацией налоговой, социальной политики. Использует запретительные или разрешительные рычаги. В некоторых отраслях государственное вмешательство просто необходимо. Например, оказание услуг по воспитанию детей, присмотру за детьми, оставшимися сиротами, обеспечением медицинским уходом за пожилыми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)