Отношение к информации

Отношение к информации — процесс активный, предусматривает известное сотворчество редакции СМИ и аудитории, имеющей собственную позицию, обусловленную и образом жизни, и уровнем информационной культуры, и социальным опытом.

Усваивать информацию — означает, как говорил И. М. Сеченов, сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного.

Человек обычно усваивает ту часть информации, которая его особенно интересует или тревожит. Ее, как правило, он и запоминает.

Интересно
Психологами достоверно установлено, что повторение информации не только укрепляет запоминание, но и способствует своеобразному процессу «вживания» узнанного и понятого в сознание человека. Эффект повтора создает модель восприятия, вырабатывает привычку, а эффект серийности событий телевидения и радиовещания выступает как способ уточнения и корректировки восприятия информации.

Вместе с тем следует остановиться на весьма важном, на наш взгляд, условии психологической соотнесенности предлагаемой информации с восприятием ее аудиторией, а именно на соответствии подачи информации — ритмичности ее усвоения.

Б. М.  Теплов утверждает, что забывание начинается вскоре после восприятия информации и нарастает быстрыми темпами. Для того чтобы предотвратить забывание, необходимо повторение полученной информации.

Можно сделать вывод, что для формирования массового сознания требуется время, поскольку нужно осмыслить полученную информацию и определить отношение к сообщаемому.

Очевидно, что новая информация должна подаваться оптимальными порциями, так, чтобы аудитория имела возможность настроиться на прием нового сообщения, уточняющего и конкретизирующего первое. Без четкого усвоения первичной информации в памяти остаются лишь отдельные фрагменты фактов, деталей, оценок, которые не обрабатываются разумом, а следовательно, не дают знания для формирования картины мира.

Условием формирования положительного отношения аудитории к источнику информации является деятельность редакции СМИ, ориентированная не только на социально-демографические особенности массового сознания, но и на его социально-психологические и собственно психологические характеристики, на потребности, интересы, установки. Важное значение здесь имеют оценки, предложения и замечания адресата информации.

На различных этапах взаимодействие личности с контентом массовой информации обусловлено ее потребностями и интересами, и многими другими факторами социального поведения. Психологические установки выступают своеобразным фильтром, который как бы дозирует вносимые в сознание человека новые знания.

Психологические факторы могут ускорять или тормозить процесс восприятия информации, сужать или расширять объем воспринимаемого, поскольку корректируют отношение к источнику и контенту информации.

Очевидно, что изучение установок аудитории относительно конкретной тематики в сочетании с апеллированием к настроению тех или иных групп, различных по социальному статусу и социально-значимым критериям, знание их основных ценностных ориентаций и предрасположенностей помогает глубже затронуть интересы людей, привлечь их внимание, иначе говоря, активизировать информационное влияние на личность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)