От экологической психологии к экопсихологии развития

В ходе решения этой задачи, мы приходим к новому направлению экологической психологии –   экопсихологии развития, в основе которого лежит экопсихологический подход к проблемам развития психики человека  как одной из форм природного бытия.

В рамках такого подхода система «индивид –  среда» как частный случай системы «человек –  среда» обеспечивает веер возможностей обретения конкретным человеком  индивидуальности своих психических процессов, состояний и сознания.

Тем самым она выступает в роли своеобразной среды развития (обретения) индивидуальности (психических процессов, состояний, сознания), которая, естественно,  не сводится только к индивидным свойствам человека и/или  только внешним средовым объектам и социокультурным условиям.

Среда развития индивидуальности в этом смысле должна иметь системно-порождающий характер, системообразующим стержнем для которой выступает внешне-предметная и внутренне-предметная (ментальная) деятельность Человека, осуществляемая данным индивидом или сообществом.

Причем «предметом» такой деятельности могут выступать не только внешние, вещные, природные и социальные объекты или их идеальные формы (образы, понятия), представленные в сознании субъекта, но и сам Человек как субъект, объект и средство своей предметно-практической деятельности.

Тогда каждый компонент системы «Человек –  Природа (как разновидность окружающей среды)», выступая как условие и как средство изменения и развития другого, тем самым всякий раз порождает иную конкретность взаимоотношений между собой, что феноменологически будет проявляться в развитии индивидуальности человека,  его психических процессов, психических состояний и сознания в целом.

Согласно этому подходу сознание рассматривается как особая форма бытия, которая является высшей формой развития психики и которая возникает и  развивается во взаимодействии человека со средой.

Это означает, что система «человек – среда» выступает как целостный, совокупный субъект совместного развития человека и окружающей его социальной и природной среды.

В качестве примеров такого совокупного субъекта совместного развития могут служить  система “мать-ребенок”,  “семья”, “команда”,  “психотренинговая группа”, “этнос”,  “человечество в целом”, в случае ноосферы – система “Человек–Планета”. 

Экологическое сознание с этой точки зрения предстает как системное качество психики (процессов, состояний и структур сознания), которое порождается и развивается во взаимодействии человека с окружающей средой (социальной и природной) и которое позволяет индивиду непосредственно ощутить и пережить единство с другими людьми, природой окружающего мира и своей собственной природой.

Структура экологического сознания, в данном случае,  включает в себя в качестве компонентов основные сферы психики человека, каждая из которых имеет свой, присущий данному индивиду функциональный диапазон проявления:

  • телесная (психосоматическая) – то, что обычно ассоциируется с понятиями физического самочувствия и здоровья, отношения к нему, условий и методов его сохранения,
  • эмоциональная (аффективная), выражающая эмоциональное отношение к  природной среде, ее объектам, к другим людям и к самому себе как  проявлениям Природы, разным по своей форме, но единым по своей принадлежности к Природе (вспомним волшебные слова киплинговского Маугли: «мы одной крови»),
  • интеллектуальная (познавательная), выражающая знания и представления о природе, природных объектах, о других людях и о самом себе как природных явлениях,
  • личностная, т.е. Я-концепция как система личностных отношений  к окружающему миру (природе), к другим людям и к самому себе опять же как  формам природного бытия, разным по своим проявлениям, но единым по своей природной сущности,
  • духовно-нравственная (этическая), представляющая систему этических ценностей, которые имеют общеприродный, а не только сугубо биологический или социальный характер.

Ниже приводится ряд примеров, которые показывают возможные направления теоретической и практической реализации данного подхода.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)