Типы экологического сознания и их эволюция
Обобщая разные взгляды на эволюцию экологического сознания, можно заметить, что в эволюции системы “человек – природа” выделяются следующие этапы и, соответственно, виды экологического сознания:
- синкретический (архаический), когда в своем сознании и самосознании человек еще не выделял себя из окружающей среды (природы) и тем более не противостоял ей как объекту преобразования в соответствии с собственными целями выживания;
- антропоцентрический, когда сознание человека противопоставляло его окружающей среде и, более того, рассматривало ее как объект деятельностного преобразования в соответствии со своими “человеческими” целями выживания.
Именно в этот период человек “забыл” о своем единстве с природой, что и привело в итоге к проблеме экологического кризиса на Земле;
- экоцентрический, когда человек начинает понимать, что он и окружающая его природная среда входят как части в единую экосистему “человек – природа”, и поэтому окружающая человека среда это сфера его события с природой и что эта среда обладает самоценностью своего существования.
Причем эта среда имеет право на свои, собственные закономерности развития, которые нельзя не учитывать человеку в своей жизнедеятельности;
- синергетический (природоцентрический), когда человек осознает свое единство с природой как единство принципов своего развития с универсальными принципами развития природы. Человек – это субстанциальная часть природы.
В этом смысле и человек, и природная и антропогенная среды суть разные проявления универсальной сущности природы как способности к самопорождению–самосохранению–саморазрушению.
Система «человек – природа» понимается как единый субъект совместного развития, становление которого осуществляется посредством взаимодействия человека и природной среды, на основе универсальных принципов бытия.
Следовательно, речь идет о таких принципах, которые должны иметь трансцендентальный характер по отношению как к “человеку”, так и к “окружающей природе” как компонентам системы “человек – окружающая (природная, социальная) среда”.
Из этого следует, что разные типы становления экологического сознания соответствуют разным исследовательским парадигмам, отличие которых задается постулированием гносеологических, онтологических или же трансцендентальных оснований для определения психики в качестве объекта и предмета исследования. Так ли это?
Отсюда возникает методологический вопрос. Возможно ли изучение природы психики, если принять в качестве исходного основания систему «человек – окружающая среда» и такие принципы ее становления, которые имеют трансцендентальный характер по отношению к становлению этой системы и ее компонентов как различных форм бытия единой природы?
Наши исследования показывают, что использование принципа формопорождения в качестве такого трансцендентального основания позволяет говорить о возможности еще одного направления эколого-психологических исследований – экопсихологии развития как экопсихологическом подходе к развитию психических процессов, психических состояний и сознания человека в контексте системы «человек – окружающая среда».
- К проблеме природоцентрического типа экологического сознания
- Экопсихологический подход к одаренности
- К проблеме напряженности образовательной среды – экопсихологический взгляд
- Экопсихологический подход к образовательной среде
- Экопсихологическая модель природной динамики психического состояния
- Символизм архитектурной среды как предмет экопсихологии развития
- От экологической психологии к экопсихологии развития
- Психологические принципы коррекции и формирования экологического сознания
- Онтологический подход к психологии экологического сознания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу