Психологические принципы коррекции и формирования экологического сознания
Формирование экологического сознания и поведения, а, следовательно, и экологической культуры может происходить разными путями и на разных уровнях социального устройства: через политику, экономику, просвещение, телевидение и т.п.
Школьное и высшее образование в этом ряду занимает одно из первых и важнейших мест («что посеешь, то и пожнешь»).
В настоящее время экология как обязательный учебный предмет включен в программу на федеральном уровне, но часто исключается на региональном. Как правило, программы по экологии строятся в логике традиционного обучения.
Это означает, что они пытаются скорее воспроизвести соответствующую научную дисциплину, чем природные (психологические) закономерности развития ребенка и его сознания.
При этом чаще всего не используют психологические особенности формирования экологического сознания в качестве исходной основы и такие необходимые для формирования экологического сознания ребенка психодидактические действия, как диагностика и тренинг экологического сознания.
Как показывают работы многих авторов, для формирования и коррекции экологического сознания у детей и взрослых используются следующие основные психологические принципы:
- обучение и воспитание, направленные на формирование экологических представлений 6 взаимосвязях в системе “человек-природа” и в самой природе, эколого-ориентированного отношения к миру природы, а также системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с миром природы;
- рефлексия, т.е. самоосознание и расширение своих знаний о природных объектах, субъективного отношения и эмпатии, личностного смысла и способов взаимодействия и т.д.;
- общение с миром природы, формирование психологической значимости общения с природными объектами;
- идентификация, т.е. отождествление себя с кем-то или чем-то другим (“вжиться в образ” через движение и позу тела, через воображение и визуализацию и проживание условий жизни и т.д.);
- деятельность, т.е. практическое участие в экологических формах деятельности от экологических кружков и студенческой практики до экологических рейдов и участия в экологических движениях;
- моделирование экологических ситуаций, действий, деятельности в обучении (деловые, имитационные экологические игры);
- создание экологизирующей образовательной среды, т.е. способствующей формированию экологической личности в соответствии с возрастными особенностями развития экологического сознания:
Младшие подростки (вхождение в социальную жизнь, общественные формы экодвижения), юношеский возраст (социальные действия, например: участие в экологических движениях разного рода, работа с прессой, экологические рейды, политические компании и т.д.).
- К проблеме природоцентрического типа экологического сознания
- Экопсихологический подход к одаренности
- К проблеме напряженности образовательной среды – экопсихологический взгляд
- Экопсихологический подход к образовательной среде
- Экопсихологическая модель природной динамики психического состояния
- Символизм архитектурной среды как предмет экопсихологии развития
- От экологической психологии к экопсихологии развития
- Типы экологического сознания и их эволюция
- Онтологический подход к психологии экологического сознания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу