Особенности размещения за­ни­­мающихся

Физкультурно-спортивные мероприятия  –  это  состязательная игровая деятельность, участники которой с учетом их возраста, пола и подготовленности имеют примерно равные возможности, чтобы добиться победы в доступных им упражнениях. Физкультурно-спортивные мероприятия имеют глубокую историю, в процессе которой менялись правила, условия и  требования к участникам. Но смысл состязательности и зрелищности остается по сей день.

Физкультурно-спортивные мероприятия имеют важное социальное значение для населения. Спортивные и подвижные игры, привлекают население к активным занятиям физическими упражнениями.

Спортивные соревнования и физкультурно-массовые мероприятия – это зрелищная, привлекательная форма, которую используют физкультурные и спортивные организации для популяризации и привлечения внимания.

Отслеживая историческое развитие физкультурно-спортивных и массовых мероприятий, можно отметить их градацию:

  • физкультурно-спортивные и массовые мероприятия для ветеранов, семей, детей, различного рода походы (пешие, лыжные, водные);
  • физкультурно-спортивные и массовые праздники (День молодежи, Сабантуй, Масленица);
  • массовые соревнования по отдельным видам спорта, многоборье, кроссы, забеги;
  • мероприятия, проводимые в рамках всероссийских и  мест­ных дней (неделя бегуна, лыжника и т. п.);
  • первые этапы таких общероссийских мероприятий, как Президентские состязания, «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Старты надежд» и др.;
  • комплексные спортивные соревнования и спартакиады.

Физкультурно-спортивные мероприятия – это состязания, проводимые в игровой форме, где учитываются особенности участников (возраст, пол, уровень подготовленности). Важно градировать участников с целью равных шансов на победу или лучшего результата.

На основании вышесказанного физкультурно-спортивные мероприятия можно рассматривать как сочетание соревновательной и игровой деятельности. Это интересно для всех возрастов. Такой формат привлекает население в качестве наблюдателя – зрителя и болельщика, а также как участ­ника  – занимающегося каким-либо видом физических упраж-нений.

Существует условная классификация физкультурно-спор­тивных мероприятий на основе направленности:

  1. Спортивные соревнования (проводятся среди не имеющих противопоказаний, занимающихся в спортивных секциях или командах, физкультурно-оздоровительных группах, а  также самостоятельно готовящихся к соревновательной деятельности).
  2. Рекламно-пропагандистские (мероприятия, задача которых – показать виды спорта, ознакомить со зрелищностью игр, могут проводиться в виде конкурсов, открытых или показательных выступлений).
  3. Учебно-тренировочные мероприятия (целью является создание положительного эмоционального фона участников, повышение уровня физической подготовленности. Как правило, такие мероприятия организуются для занимающихся в  спортивно-оздоровительных группах и проводятся по упрощенным или измененным правилам. Сюда входят подвижные игры, эстафеты, любые виды спорта.

Физкультурно-спортивные мероприятия  –  это эффективная форма привлечения и приобщения населения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, спорту, туризму. Массовые физкультурные мероприятия позволяют формировать разнообразный опыт двигательной активности, социального общения и эмоциональной разгрузки (смена деятельности), что поддерживает здоровье каждого из участников.

Спортивные соревнования с точки зрения форм организации занятий физическими упражнениями являются видом организованной состязательной деятельности, где в практике воплощается уровень физической подготовленности участников, удовлетворяются зрелищные и эмоциональные потребности наблюдателей.

Спортивные соревнования с позиции системного подхода являются системой, включающей следующие элементы:

  • состязательная деятельность индивидуальных спортсменов или команд;
  • организационная деятельность проводящей стороны;
  • социальная деятельность со стороны зрителей.

Каждое спортивное соревнование в отдельности состоит из элементов:

  1. Непосредственное состязание по виду спорта или физического упражнения.
  2. Судейство (правила, нормы, критерии и технология определения мест соперников).
  3. Участники соревнований, болельщики и зрители.

Весь перечень спортивных соревнований можно классифицировать по отдельным признакам:

  • цель спортивной подготовки;
  • способ определения победителя;
  • масштаб.

Физкультурно-спортивные мероприятия имеют ряд функций:

  1. Внутриспортивная функция (определение ранга мест соперников).
  2. Внешние функции (спортивно-зрелищная, нравственно-регулятивная, гедонистическая и  рекреативная).

Спортивно-зрелищная функция направлена на привлечение к занятиям физическими упражнениями, удовлетворение зрелищных потребностей зрителей. Нравственно-регулятивная функция состоит в проявлении нрав­ственных качеств участников соревнований, оценивании определенных социально значимых нравственных норм.

Этиче­­ские требования, выдвигаемые зрителями, честность спортивной­­ борьбы во время соревновательной деятельности проявляются­­ участниками и формируются упорным и длительным трудом.

Гедонистическая функция – удовлетворение эстетического наслаждения

Эстетика соревнований в целом, восприятие пропорциональных телосложений атлетов, грациозность телодвижений, согласованность двигательных действий, радость от побед любимых спортсменов или команд влияют на зрителей и самих участников как мотивация к регулярным занятиям физическими упражнениями, формируют стремление к отслеживанию деятельности спортсменов.

Спортивные соревнования выполняют рекреативную функцию отдыха и развлечения населения, формируя удовлетворение потребностей двигательной активности и эмоциональной разрядки.

Во время организации физкультурно-спортивных мероприятий необходимо выбрать правильную систему проведения спортивных соревнований. Система проведения будет зависеть от количества участников, уровня соревнования, времени, выделенного на проведение мероприятия, количества спортивных сооружений и т. д.

Рассмотрим основные системы определения результатов участвующих команд или спортсменов:

  • система прямого определения мест участников;
  • круговая система;
  • системы с выбыванием;
  • смешанная.

В большинстве видов спорта при проведении личного и  лично-командного зачета выявляются все места участников соревнований.

Система непосредственного определения мест может оце­ниваться в метрических единицах (плавание, лыжный спорт, легкая атлетика и т.  д.) или суммированием баллов (фигурное катание, художественная гимнастика, акробатика и т.  д.). Система основывается на одновременном выполнении соревновательной деятельности спортсменов или команд в одном месте проведения, в приоритете одной бригадой судей. Данная система может также использоваться на различных этапах соревнований (отборочные, в группах, полуфиналы, финалы).

В спортивных играх и единоборствах достаточно часто используется круговая система проведения соревнований. Использование круговой системы подразумевает, что каждый спортсмен или команда должны взаимодействовать с  каждым заявленным спортсменом или командой.

У данной системы проведения есть плюсы и минусы. Так, например, значительные временные затраты необходимы для проведения соревнований с использованием данной системы. Но неоспоримым плюсом является то, что круговая система проведения соревнований позволяет объективно определить победителя и оценить уровень каждого участника соревнований.

Победитель при использовании данной системы выявляется при помощи очков. В случае равного количества очков у  участников соревнования, учитываются дополнительные критерии (выигранные партии, пропущенные мячи или результаты конкретных игр).

Места участников соревнований при использовании круговой системы присваиваются каждому. При формировании таблицы участников организаторы могут учесть результаты предыдущих этапов, рейтинг участников или прибегнуть к помощи жребия. При большом количестве участников проводящая соревнования организация, рассчитав необходимые временные рамки, разделяет спортсменов на группы. По итогу проводит полуфинальные игры и затем финальные встречи.

Интересно
Для целесообразного использования мест проведения соревнований, судейской коллегии, а также с целью информирования спорт­сменов создается график или календарь встреч (в  зависимости от того, в какие сроки проводятся соревнования). Организаторам важно знать количество встреч (игр) в одном туре и количество туров, запланированных для проведения.

Высчитать количество игр одного тура довольно просто, стоит только воспользоваться формулой:

I = К(К – 1) / 2,

где I – количество встреч, К – число участвующих команд.

Если спортсмен, участвующий в соревнованиях, покидает турнирную таблицу после одного или двух проигрышей, то такую систему называют «Олимпийская» или «Кубковая». Главный плюс данной системы заключается в возможности проводить соревнования в короткие сроки с большим количеством участников. В зависимости от количества участников, времени, выделенного на мероприятие, и мест для проведения соревнования удобно использовать смешанные системы проведения.

Смешанная система проведения соревнований подразумевает использование сочетаний нескольких систем. Предполо­жим, проводятся соревнования по настольному теннису. Участники распределены по группам, и игры проводятся по круговой системе. А финал будет проходить с использованием системы на выбывание. Такое сочетание систем проведения соревнований позволяет привлечь и задействовать большее количество участников, но при этом есть возможность отрегулировать количество встреч, а значит, и выдержать временные рамки.

Блицтурниры (краткосрочные турниры) – форма соревнований, которой удобно воспользоваться при организации спортивных праздников, показательных выступлений

Блиц­ турниры могут быть командными, личными и лично-командными. В блицтурнире, например по баскетболу, встречи могут состоять из двух таймов по 7 мин., по волейболу  –  из одного сета до 15 или 15, по футболу – из двух таймов по 10 мин. и  т.  п. Во время проведения блицтурниров чаще используют систему с  постепенным выбыванием проигравших участников.

Многими учеными доказано, что независимо от возраста необходимо тренировать, нагружать, задействовать организм человека. Благодаря физическим нагрузкам процесс физического развития организма является последовательным и гармоничным, создается благоприятный эмоциональный фон, формируется здоровый образ жизни и поддерживается здоровье.

Но не каждому человеку, особенно ребенку, хочется ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, посещать тренировочные занятия или урок физической культуры. Это труд, к которому необходима внутренняя и внешняя мотивация. Подвижные и спортивные игры позволяют комфортно включать детей и взрослых в регулярные занятия физическими упражнениями.

Игровая деятельность для человека  –  это форма организации познавательной деятельности в процессе развития. В  детстве в процессе игры ребенок учится многим двигательным навыкам, познает мир, проявляет свои эмоции и качества. В  любом возрасте человек, как правило, легко откликается на игру, взаимодействуя с другими и достигая поставленных задач.

Интересно
Спортивная игра  –  это форма игровой деятельности, которая имеет фиксированные правила как для участников, так и  для организаторов. Спортивные игры бывают личные, командные и лично-командные (рисунок 1). Главная цель спортивных игр  – это победа над соперником.

Подвижные и спортивные игры используются с детьми в  процессе досуга, в образовательных организациях во время­ учебной (урок физической культуры) и внеучебной­ деятельности (подвижная перемена, во второй половине дня).

Для взрослых спортивные и подвижные игры  – это организация досуга и общение с единомышленниками

Спортивная игра – это форма игровой деятельности, которая имеет фиксированные правила, как для участников, так и для организаторов. Спортивные игры бывают – личные, командные и лично-командные (рисунок 1). Главная цель спортивных игр – это победа над соперником.

Особенности размещения занимающихся

Подвижные игры как форма физического воспитания способствуют решению большого перечня задач, причем относительно любой возрастной категории населения.

Физическое воспитание имеет следующие задачи:

  1. Привлечение к здоровому образу жизни.
  2. Формирование потребности в спорте и физической куль­туре.
  3. Укрепление здоровья.
  4. Повышение физической подготовленности.
  5. Достижение необходимого уровня физических качеств.
  6. Формирование знаний о спорте и физической культуре для личного использования и др.

Подвижные и спортивные игры эффективно содействуют всестороннему развитию личности:

  • способствуя развитию двигательных навыков и физических качеств;
  • доступно позволяя вовлечь в соревновательную деятельность все возраста и уровни подготовленности;
  • задействуя эмоции, фантазию и эстетику занимающихся;
  • формируя здоровый образ жизни и укрепляя здоровье;
  • позволяя формировать окружение и способы общения;
  • привнося зрелищность соревновательной деятельности.

Подвижные игры для детей  –  это не только удовлетворение двигательной активности, но также и обеспечение  познавательности, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, накопление основных знаний о  физических упражнениях, взаимодействие в коллективе.

Если в процессе подготовки подойти творчески к процессу проведения подвижных игр, используя музыкальное сопровождение и дополнительные предметы (например, маски, костюмы, украшения и т. д.), можно способствовать развитию эстетических и творческих аспектов личности.

Подвижные игры имеют следующие задачи:

  1. Оздоровительная (укрепление мышечного корсета и  опор­но-двигательной системы, закаливание организма, ак­тивизация обмена веществ).
  2. Образовательная (освоение двигательных умений и навыков, приобретение опыта общения и взаимодействия).
  3. Воспитательная (воспитание физических качеств).

Подвижные игры имеют несколько классификаций. Одна из них делит подвижные игры:

  •  на командные;
  • некомандные;
  •  переходные.

Командные игры предполагают наличие правил, которые регламентируют взаимодействие участников в определенной команде и противодействие другой.

Некомандные игры – когда каждый ребенок выполняет определенные условия и действует в личных интересах, решая поставленные задачи.

Переходные игры подразумевают действие ребенка в  лич­ных интересах, но во взаимодействии с коллективом.

В процессе подготовки, организации и проведения подвижных игр необходимо соблюдать правила техники безопасности. Проводящий подвижные игры обязан осмотреть и подготовить площадку для их проведения. Если занятие планируется проводить на улице, то поверхность должна быть без ям, препятствий, нескользкой. Если игры будут проводиться в помещении, то соблюдаем все гигиенические требования: влажная уборка, проветривание, хорошее освещение.

Перед началом занятий у всех участников проверяется спор­тивная форма (чистота, соответствие погодным условиям, правильность выбранной обуви). Для всех озвучиваются правила поведения (не толкаться, не ударять, при необходимости помочь).

Интересно
Для предотвращения травматизма необходимо провести подготовительную часть занятия, подобрать физические уп­ражнения, способствующие подготовке организма к  предстоящим подвижным играм. Важно грамотно разделить детей по уровню их физической подготовленности при формировании команд или при распределении ролей.

При подборе и планировании подвижных игр важно выбирать их в соответствии с возрастными особенностями, с  уровнем физической подготовленности. При объяснении используйте принцип наглядности – показывайте на схемах, диаграммах, своим примером или при помощи занимающихся. Сложность подвижных игр стоит изменять постепенно. Нагрузку при проведении подвижных игр необходимо чередовать.

Соблюдение принципов физического воспитания, техники безопасности позволит провести занятие с использованием подвижных игр не только при благоприятном эмоциональном фоне, но и будет способствовать достижению поставленных задач.

Как правильно расположить занимающихся при организации и проведении подвижных игр? Если занятие или мероприятие проводится на улице, то самым верным вариантом будет расположение занимающихся спиной к солнцу. В противном случае они не будут видеть человека, который рассказывает и показывает им правила и  нюансы проведения игры.

Расположение при объяснениях правил также может зависеть от вида игры. Если это командная подвижная игра, то целесообразно после деления команд встать между ними и  выдать необходимую информацию, показывая разметку и  отдельные нюансы, если требуется, поворачиваясь к  одной или другой команде.

Если подвижная игра начинается из положения круг, то стоит расположить занимающихся в исходное положение и  затем дать всю нужную информацию. Необходимо подробно рассказать, а если требуется, и показать условия и правила игры.

Интересно
Правила должны соблюдаться всеми без исключения. Если изменяются какие-либо параметры, упрощается или усложняется игра, это необходимо объяснить заранее или остановить и пояснить, какие будут изменения. Не стоит затягивать игру, этот процесс должен быть интересным и не монотонным для участников.

Чем больше дети знают подвижных и спортивных игр, тем легче им в свободное время самоорганизоваться. Так у них возникает большой перечень, из которого можно выбрать игру в зависимости от количества людей, уровня подготовленности, желания использовать подручный или имеющийся инвентарь.

Дети, как правило, готовы к сотрудничеству.Такого рода деятельность сближает и объединяет, позволяя направить энергию в правильное русло. Для них подвижная игра становится средством познания взаимодействия с социумом и саморазвития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)