Особенности психологической помощи сотруднику с признаками суицидоопасного поведения

Служба в правоохранительных органах зачастую сопровождается стрессовыми факторами, связанными с негативной оценкой общества, необходимостью привлечения к ответственности граждан, риском для жизни и здоровья и т. д.

Часто члены семьи не поддерживают сотрудника в выбранной им профессии, что может приводить к межличностным и внутриличностным конфликтам, дилемме выбора между семьей и работой, отрицательно сказывается на психоэмоциональном состоянии, являясь фоном для суицидоопасного поведения.

К суицидоопасным формам поведения относятся:

  1. Уход/погружение в себя. Само по себе стремление остаться одному является естественным для каждого человека, однако замкнутость, закрытость от окружающих, превращающаяся в глубокое хроническое состояние, сопровождающаяся изоляцией, например, от коллег, категорическим отказом от взаимодействия с ними, должны стать объектом повышенного внимания и психологического вмешательства.
  2. Депрессивное состояние. Представляет собой наиболее серьезную форму суицидоопасного поведения и заключается в психоэмоциональном кризисе, глубоком психологическом упадке. При депрессии сотрудник теряет возможность получать удовольствие от привычных и приятных ему ежедневных дел, внешне он угрюм и демонстрирует отсутствие счастья, радости, позитива.
  3. Агрессия в поведении. Большинство суицидентов до совершения суицида демонстрируют вспышки гнева, раздражительность, жестокость по отношению к окружающим. Зачастую подобное поведение становится сигналом, призывом человека обратить на себя внимание, оказать ему поддержку. Но чаще подобное поведение, напротив, становится причиной отторжения такого сотрудника, неприязни по отношению к нему, осуждения.
  4. Несвойственное ранее злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами. Подобное поведение свидетельствует о неспособности сотрудника конструктивными способами разрешить имеющиеся проблемы. В состоянии опьянения вероятность совершения самоубийства возрастает.
  5. Раздача личных вещей и даров окружающим. Отдельные лица при наличии суицидальных тенденций перед этим раздают личные дорогие им ранее вещи, делают подарки, как бы прощаясь с человеком и оставляя о себе частичку памяти.
  6. Попытка совладать с перенесенной психической травмой или стрессом. Причиной этого становятся глубокое эмоциональное потрясение или череда психотравмирующих факторов как в служебной деятельности, так и в семейной жизни. В случае если события происходят одно за другим или потрясение связано с потерей близкого и дорогого человека, у сотрудника могут возникнуть суицидальные намерения.
  7. Резкие изменения в поведении. Изменения в поведении сотрудника, несвойственные для него ранее, несоответствующие его личности, должны стать объектом внимания. Например, сотрудник, который обычно молчалив и серьезен, резко начинает со всеми шутить, смеяться. В этом случае стоит задуматься, не использует ли он «маску веселья», за которой стоят глубокая боль и разочарование.
  8. Демонстративные угрозы, шантаж, поступки, не находящие объяснения. Каждое высказывание о возможности суицида требует серьезного отношения и внимания со стороны коллег, руководства и психолога. Такие высказывания можно приравнять к прямому предупреждению о своих намерениях и сигналам о помощи.

Неотложная психологическая помощь сотрудникам, находящимся в состоянии глубокого психоэмоционального кризиса, представляет собой несколько последовательных бесед, направленных на снижение интенсивности суицидальных намерений.

Данные беседы проводятся в следующей последовательности:

  • установление эмпатийного контакта, демонстрирование участия в состоянии сотрудника, сопереживание ему;
  • выявление истинных причин переживаний, проблем сотрудника, подталкивающих его к совершению суицида;
  • смена позиции слушателя на активное соучастие в анализе ситуации и поиске способов ее разрешения;
  • обращение к личностным возможностям сотрудника в противостоянии проблемам.

Беседа с сотрудником с признаками суицидального поведения состоит из трех этапов:

  • I. Начальный этап направлен на формирование уверенности сотрудника в правильности обращения за помощью к специалисту-психологу. Задача специалиста на данном этапе – установление эмпатийного контакта, демонстрация своего искреннего участия в жизни клиента и поддержки. Запрещается выражать осуждающую позицию – это может побудить сотрудника прекратить психологическую работу.
  • II. Основной этап заключается в получении максимального объема информации о событиях, приведших к суицидальным намерениям. Психолог побуждает сотрудника рассказать о причинах своего состояния, переживаниях, беспокойстве. Следует раскрыть все сферы жизнедеятельности сотрудника с целью установления истинных мотивов суицидальных намерений. Рассказывая о себе в различных сферах деятельности, сотрудник напомнит самому себе о тех социальных ролях, которые он выполняет, и вспомнит о том, для скольких людей он является значимым лицом. Затем совместно устанавливается та последовательность событий, которая привела к психоэмоциональному кризису. Задачей является выявить именно то событие или проблему, которые выступили в качестве «последней капли». Сотрудник может испытывать чувство сильной беспомощности и безнадежности ситуации. Психологу следует помочь ему осознать, что ситуация может быть выправлена.
  • III. Завершающий этап заключается в поиске конструктивных способов выхода из создавшегося кризиса, обеспечивающих переход ситуации из «безвыходной» в категорию разрешаемой. Сотрудник совместно с психологом чаще всего при помощи фиксации на бумаге выделяют конкретные проблемы и предлагают возможные варианты их решения. Когда сотрудник увидит, сколько способов имеется для разрешения ситуации, выход из кризиса будет наиболее эффективным.

Таким образом, именно психологическая помощь, обеспечивающая восстановление психологического равновесия и выход из психоэмоционального кризиса, имеет большое значение для профилактики самоубийств среди лиц с выраженными признаками суицидального поведения. Предотвращение ошибок при её оказании обеспечивается знанием основных мифов.

Превенция суицидального поведения осуществляется в трех моделях: медицинской, социологической и экологической. При определении системы психологической работы с суицидентом недопустимо предпочтение одного метода терапии и игнорирование других: работа должна представлять собой комплексную систему (совокупность форм и методов) психологической и медицинской помощи.

Выбор методов и форм оказания психологической помощи суициденту индивидуален в каждом отдельном клиническом случае и обусловлен рядом факторов. Психотерапевтическая помощь необходима как в случае, если суицидент остался жив после попытки суицида, так и в случае, если лицо демонстрирует суицидальные намерения.

Сотруднику с признаками суицидального поведения она должна быть оказана в экстренном порядке и представляет собой поэтапную систему мероприятий, направленных на установление с суицидентом психоэмоционального контакта; выяснение факторов, выступивших в качестве детерминант глубокого психологического кризиса пациента и выработку мер, способствующих выходу из кризисной ситуации.

Интересно
Система психологической и медицинской помощи, направленная на недопущение совершения повторной попытки суицида лицом, предпринявшим такую попытку, а также на психологическую коррекцию посттравматического стрессового расстройства у суицидента и его близкого окружения, называется поственцией. Вторичная превенция направлена на предупреждение повторных попыток самоубийства.

Неотложная психологическая помощь сотрудникам, находящимся в состоянии глубокого психоэмоционального кризиса, представляет собой несколько последовательных бесед, направленных на снижение интенсивности суицидальных намерений путем предоставления сотруднику многовариативных способов разрешения ситуации для эффективного выхода из кризиса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)