Особенности производственной системы услуг

Производственная система отражает конфигурацию процессов производства, реализации и потребления товаров. Производственная система для материального производства имеет следующую последовательность этих процессов: производство – хранение – сбыт – потребление.

Базовое отличие производственной системы услуг – включенность потребителя в процесс производства (в т.ч. для его «запуска» по заказу) – служит критическим фактором, влияющим на изменение данной последовательности.

В результате, она приобретает другой вид: сбыт – одновременное производство и потребление. Это в том числе отражается на терминологии: производственная система в сфере услуг носит название «система предоставления услуг», или, иначе, сервисная система. Особенности сервисной системы графически демонстрируются в соответствующей модели «SERVUCTION» (рис. 1.1).

Особенности производственной системы услуг

Особенности производственной системы услуг

Модель является базовой рамочной моделью, представляющей собой основу, задающую систему основных координат, в рамках которых отражаются отличительные признаки предоставления (производства) услуг. В модели графически демонстрируются несколько известных уже тезисов: во-первых, неразрывности производства и потребления услуги: услуги потребляются только в ходе их изготовления.

Во-вторых, производство услуги представляет собой одномоментный, в т.ч. ситуативно обусловленный, акт воспроизведения процесса оказания услуги с участием «человеческого» фактора как со стороны персонала, так и со стороны потребителей (как присутствующих, так и совместно потребляющих услугу).

Таким образом, в отличие от материального производства складывающиеся отношения между производителями и потребителями услуг представляют собой напряжённое взаимодействие, наполненное психологическими, социальными, культурными свойствами, а не только рыночный товарно-денежный обмен.

Соответственно, производственно-технологические процессы на предприятиях оказываются во многих случаях не определяющими в их деятельности. И если в материальном производстве существует жёсткая фиксированная связь между экономическими факторами, находящая выражение, например, в нормах времени или расхода сырья и материалов для всех выполняемых работ, то при оказании услуг такая связь представляется более гибкой и сложной.

Связь между экономическими или технологическими факторами во многом определяется самим потребителем услуг, его предпочтениями и возможностями в условиях, когда использование стандартов, норм и нормативов при обслуживании клиентов часто затруднено или невозможно.

Модель отражает действие основных факторов, влияющих на обеспечение удовлетворенности потребителя предоставленной услугой, которые формируют элементы сервисной системы.

В число элементов сервисной системы включаются:

  1. Технологическое ядро: процессы, скрытые от глаз потребителя, т.е. внутренние процессы, обеспечивающие предоставление услуги, а также их организационные основы (принятые правила и положения в отношении организации системы предоставления услуг). Они находятся в невидимой части сервисной системы.
  2. Физическое окружение, представленное вещественными и невещественными компонентами окружающей среды (мебель и оборудование; температура воздуха и музыкальное сопровождение; декор, символические знаки и информационные материалы, униформа персонала), т.е. Практически любые осязаемые характеристики, которые могут служить свидетельством качества предоставления услуги.
  3. Персонал, который непосредственно взаимодействует с потребителем в сервисном процессе.
  4. Другие потребители, которые одновременно обслуживаются в сервисной системе.

Элементы находятся в видимой части сервисной системы, которая формирует контактную зон. Контактную зону можно определить как комплекс факторов, физического (место предоставления услуг), психологического (коммуникативный процесс участников) и профессионального (опыт и знания представителя сферы услуг) характеров.

Совокупность выгод, которую получает потребитель, в результате формируется как видимой (в составе физического окружения, контактного персонала, в т.ч. работника, непосредственно оказывающего услугу, других потребителей), так и невидимой частью, то есть в значительной степени процессной составляющей услуги, которая является частью товара «услуга».

Названные элементы сервисной системы определяют:

  • основные направления формирования особых требований к качественным и количественным характеристикам ресурсной базы организации сферы услуг
  • и, соответственно, основные направления концентрации управленческих усилий по нивелированию негативных последствий особенностей системы предоставления услуг для достижения целевых установок организаций.

Надо иметь в виду, что базовая модель сервисной системы ориентирована на фиксацию всего спектра факторов, воздействующих и обусловливающих специфику сервисной системы и соответственно всего спектра потенциальной управленческой проблематики.
Однако существует широкое разнообразие технологий предоставления услуг, которые могут влиять на видоизменение конкретной сервисной системы.

Интересно
Основным источником вариаций становится разная степень включенности потребителя в сервисный процесс. Включенность потребителя в сервисный процесс может быть выражена разной степенью его физического присутствия и взаимодействия в процессе производства услуги, или уровнем контактности сервисного процесса.

Модель сервисной системы отражает ситуацию предоставления высококонтактных услуг, которые отличает физическое присутствие клиента на всем протяжении сервисного процесса и активное взаимодействие персонала и клиента по поводу адаптации услуги к личным запросам потребителя. Отметим, что к этой категории услуг относится большинство услуг, направленных на самого потребителя (его физическую, ментальную и эмоциональную сферу).

В целом в сфере услуг наблюдается значительное и неизбежное разнообразие типов контактов в процессе предоставления услуг; по этой «линии» происходит отличие сервисных систем организаций, в т.ч. работающих на одном рынке услуг и, вследствие этого, степень выраженности управленческой проблематики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)