Особенности монолога описания у старших дошкольников

В наше время проблематика формирования связной монологической речи имеет существенное значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Речевое недоразвитие, требует дифференцированного подхода к выбору метода и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. С точки зрения Л.И. Федоренкo и А.Р. Лурии, монологическую речь понимают как связную речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности.

О монологической речи мы говорим, в случаи если дети достигли III– IV уровня речевого развития, но это считается патологией так как эти уровни не соответствует возрастным показателям. У детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи более распространен третий уровень речевого развития.

Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются лексико-грамматические и фонетико-фонематические недостатки. Более детально они проявляются в разных видах монологической речи – рассказы, описание, пересказ по серии картин и др.

По мнению Е.Г.Кoрицкoй, дети с ОНР не верно излагают последовательное развитие сюжета, с трудом определяют замысел рассказа, испытывают трудности с творческим рассказыванием. Часто творческий рассказ такие дети превращают в простой пересказ. Со стороны анализа экспрессивной речи детей с ОНР с третьим уровнем отмечается ее роль как средства общения, в случаи поддержки взрослыми детей с помощью под- сказки, суждения, наводящего вопроса.

По мнению автора при игровых моментах их речь несвязная, экспрессивная речь не развита, дети редко выступают инициаторами общения, не часто задают вопросы педагогам или же сверстникам. Эти факторы мешают развитию речи в целом и связного высказывания.

А.М. Бoгуш выделяет у детей с речевой патологией явно выраженные недочеты в понимании сложных речевых оборотов: дети не умеют «улавливать» содержание не только сложных, но и относительно простых текстов. Необходимым представляется замечание автора о том, что даже не- обходимый словарный запас не дает ребенку возможности самостоятельно овладеть навыком связной передачи текста.

У детей с ОНР отмечаются проблемы программирования содержания развернутых высказываний и также их языкового оформления. Для их высказываний (различные виды рассказов, пересказ) свойственны: смысловые пропуски, нарушение связности и последовательности изложения, низкий уровень употребляемой фразовой речи, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает важнейшее значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Интересно
По данным исследований В.П. Глухова, Л.Н. Ефимeнкoвoй, Т.А. Ткаченко у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, отмечаются значительные трудности при описании. Для высказываний детей присущи: перечисление признаков предмета, в любой последовательности, нарушение-связности, незавершённость-микротем, возвращение к ранее сказан- ному.

Отчётливо проявлены недостатки в грамматическом оформлении предложений, лексические затруднения. Л.Н. Ефимeнкoвa отмечает, что для описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи свойственно увеличение доли местоимений, существительных, служебных слов. Необоснованно частое использование существительных может быть вызвано проблемами в развертывании высказывания.

Кое-какие рассказы представляют собой простое перечисление и состоят из одних существительных. Частое использование местоимений и наречий с обобщенным недифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.

Итак, у детей 5–7 лет с ОНР нарушается связь предложений между со- бой, логичность последовательности высказывания, сложность в подборе описательной лексики, есть смысловые скважины и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)