Особенности методология педагогики

Педагогическое исследование выступает как объект анализа особой научной дисциплины – методологии педагогической науки. Если методология вообще изучает процесс и результаты исследования, то методология педагогики изучает процесс и результаты педагогического исследования.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.

Методология педагогики включает в себя следующие разделы:

  • учение о структуре и функциях педагогического знания;
  • исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл;
  • учение о логике и методах педагогического исследования;
  • учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

Методология педагогики включает в себя систему знаний (и способы их получения) об основах и структуре психолого-педагогической теории, подходах к исследуемым процессам и явлениям, а также метода формирования навыков и развития личностных качеств.

На современном этапе развития педагогики решаются не отдельные актуальные методологические вопросы, создана целостная методология как специфическая система знаний. Это привело к повышению эффективности психолого-педагогической теории и научных исследований. Развитие же методологии педагогической наук вызвало, в свою очередь, развитие общей научной методологии.

В методологии педагогики различается как бы два аспекта – «знаниевый» и «деятельностный». Это не означает, что она раздвоена. Оба ее аспекта составляют единое целое в контексте реальной научной работы.

Методологические проблемы педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития педагогической мысли. Изучение психолого-педагогических и педагогических явлений с позиции диалектики позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. Все психологопедагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, с выявлением противоречий и путей их разрешения.

Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке. Педагогическая наука, чтобы выполнять свою прогностическую и преобразующую функции, должна заглядывать вперед, опережать практическую деятельность учителей и воспитателей.

Первоосновой познания в области педагогики, остается социальный опыт, общественная практика. Чтобы опередить и преобразовать в нужном направлении имеющийся практический опыт, педагогическая наука должна использовать все богатство человеческой культуры, общественной практики, социального опыта в целом и отражение этого опыта в научном знании. Так, педагогика не может обойтись без знаний социологических, психологических, физиологических.

Единство теории и практики в области педагогики находит свое выражение в том, что и практическая, и научная деятельность осуществляют одну и ту же социальную функцию. В.В.Краевский, Е.В. Бережнова выделяют три фактора, не дающих
остановиться развертыванию системы связи науки и практики.

  1. Изменение тенденций развития общества, условий жизни в нем, смена идеологических ориентиров. Соответственно, меняются цели образования, а с ними – его содержание, методы образовательной деятельности, объекты научного анализа.
  2. Разрыв между целями и результатами образовательного процесса. Он образуется, когда меняется цель, а педагогическая система остается прежней, и оказывается, что результаты педагогической деятельности не совпадают с целями. Конкретно несовпадение выражается в том, что не оправдываются ожидания педагогов: на выходе из системы образования оказываются люди, подготовка которых не соответствует изменившимся условиям. Наличие пробелов в науке и «узких» мест в практике стимулирует разработку научных средств, позволяющих преодолевать эти недостатки. При изменении целей образования особенно ясно проявляется способность науки к прогнозированию и тем самым проверяются уровень и качество педагогической теории. Перед наукой встает задача с наименьшими издержками на «пробы и ошибки» предсказать, как будет вести себя наличная педагогическая система в новых условиях и как ее нужно изменить, чтобы достичь максимального совпадения целей и результатов педагогической деятельности.
  3. Логика развития педагогической теории, точнее, теоретической деятельности в данной области. Решение какой-либо научной проблемы, как правило, открывает множество других проблем.

Накопление эмпирических фактов порождает потребность осмыслить их, совместить в целостном теоретическом представлении, в единстве многообразного.Так, необходимость целостного подхода к изучению педагогических явлений вызвана не только потребностями практики. В самой педагогической науке возникла ситуация, на базе которой, как отмечают специалисты по общей методологии науки, становится возможным и необходимым изучение целостных объектов.

Такая ситуация характеризуется тем, что уже имеется некоторая совокупность знаний об этом объекте, однако этих знаний недостаточно, чтобы отобразить присущие данному целому закономерности. Этот разрыв между тем, что уже познано, и тем, что еще не познано, фиксируется посредством представления о целостности исследуемого объекта.

Методологический уровень научных работ по педагогике определяется степенью соответствия этих работ ряду предъявляемых требований, заключающихся в необходимости поиска стратегии исследования, организации поиска и проведения, выбора тактических средств и способов методологического анализа, наличии понятийной основы, результатов исследования.

Исследование, адекватно реализующее сочетание этих требований, является подлинно научным. В этом случае оно рассматривается как квалификационное, т.е. свидетельствующее о достижении не только конкретного позитивного результата, но и соответствующего уровня научной квалификации, дающего возможность осуществлять в дальнейшем самостоятельное исследование.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)