Специфика научной деятельности в области образования

Осуществление опытно-экспериментальной и исследовательской работы представляется очень важным средством целенаправленного поиска эффективных путей модернизации образования.

Вот главные составляющие этой работы:

  1.  Диагностика ситуации обновления и развития в школе, семье, микросоциуме на данный момент, педагогический анализ достижений и недостатков, степени реализации возможностей, эффективности используемых подходов и средств. Такая работа всегда осуществлялась специалистами сферы образования. Мера же полноты, глубины, основательности выполнения определяется характером тех задач, которые стоят перед разработчиками, уровнем их квалификации, наличным инструментарием. В исследовательской работе этот уровень должен быть выше, чем в массовой практике.
  2. Прогнозирование, психолого-педагогическое проектирование и опережающее экспериментирование. Такая работа необходима при составлении перспективных и текущих планов, при определении направлений и ориентиров практической деятельности. Она нужна для того, чтобы придать прогностическо-проектировочной деятельности научную состоятельность. Особо нужно сказать об опережающем педагогическом экспериментировании. Его суть заключается в том, что оно позволяет получить определенную прогностическую информацию, увидеть черты возможного будущего. Такое экспериментирование позволяет создать свою модель развития в конкретных условиях выполнения деятельности и воплотить ее в жизнь, создавая образец для более широкой практики.
  3. Формирование личности творческого педагога с явно выраженным индивидуальным стилем деятельности. Личность творческого педагога развивается в совместной творческой деятельности. Об этом говорит опыт школ, давших целые созвездия талантливых педагогов. Это, например, школа В.А. Сухомлинского (Павлышская средняя школа), школа В.А. Караковского (средняя школа № 825 Москвы).
  4. Развитие инициативы и творчества воспитанников. Понятно, что содержание и направленность творческой деятельности педагога и воспитанника чаще всего не совпадают. Педагог занимается педагогическим творчеством, воспитанник – предметным (художественным, техническим и т.д.). Однако общий дух творчества, уважение к поиску, поощрение инициативы и нестандартной мысли – все это развивается лучше всего в ищущем педагогическом коллективе. Ну а там, где предмет поиска педагога и его воспитанника совпадает, что бывает нередко (совместная художественная самодеятельность, диспуты, составление проектов, в том числе и педагогических), условия для сотворчества, взаимного обогащения становятся еще более благоприятными.
  5. Преодоление мифов, стереотипов, инертности и иждивенчества. Поиск способствует наиболее эффективному очищению от рутины, возбуждает энергию, укрепляет веру в свои силы. Успешнее идет процесс пересмотра многих мифических представлений и суждений типа: идеальный школьник – это удобный, послушный ученик; слово педагога – закон; хорошая учеба – показатель благополучия в развитии личности; чем больше воспитательных мероприятий, тем интенсивнее воспитание.

Потребность общества в обновлении образования и всей социальной сферы требует особого внимания к инновационным процессам, к тому, что мешает и что способствует возникновению и распространению психолого-педагогических нововведений, к тому, какую роль играют и должны играть в этом процессе педагогическая наука. Особое значение для понимания и стимулирования обновления образования имеют категории: новое, новаторство, новация, нововведение, инновация, инновационный процесс, а также противоположные категории и понятия: отжившее, рутинное, консерватизм, прожектерство.

Следует научиться отличать подлинное новаторство от его имитации, от прожектерства (необоснованных проектов, якобы решающих сложные педагогические проблемы). Передовое всегда сохраняет многое из традиционного. В педагогической практике это особенно наглядно: вера в человека, ориентация на его лучшие стороны, умение общаться и сотрудничать, сообщающие и репродуктивные методики обучения, диалог, обращение к воспитательным возможностям коллектива – эти и многие другие, далеко не новые, положения получают «второе дыхание» в самых новейших педагогических системах и технологиях.

Указанная позиция определяет содержание понятий педагогическое новшество и педагогическое нововведение. Новшество – это система или элемент педагогической системы, позволяющие эффективнее решать поставленные задачи (а иногда и точнее ставить сами задачи), отвечающие прогрессивным тенденциям развития общества. Педагогическое нововведение – введение новшеств в практику работы (новаторская практика). Педагогическая инновация чаще всего понимается как проникновение нововведений в более широкую практику (приставка «ин» означает проникновение внутрь определенной среды). Инновационные процессы в образовании – это процессы возникновения, развития, проникновения в широкую практику педагогических нововведений.

Субъектом, носителем этого процесса выступают, прежде всего, педагог-новатор (или управленец) и новаторские коллективы. В широком смысле слова можно назвать новаторами всех творчески работающих, стремящихся к новому педагогов. В более строгой трактовке новатор – это автор новой педагогической системы, т.е. совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий. В этом смысле можно говорить о С.Т. Шацком, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинском, И.П. Иванове, Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконине, В.В. Давыдове, Л.В. Занкове именно как о педагогах-новаторах. Инновационной деятельностью занимается и гораздо более широкий круг творческих педагогов, которых условно можно назвать изобретателями, модернизаторами.

Они не создали собственных педагогических систем, но ввели новые или серьезно усовершенствовали элементы существующих систем, по-новому их скомбинировали, добиваясь на этой основе положительных результатов. Наконец, есть еще более широкий отряд мастеров педагогического труда, быстро воспринимающих и умело использующих и традиционные, и новые подходы и методы.

Интересно
Деятельность всех указанных категорий педагогов и психологов, тесно связанная с развитием психолого-педагогической науки, несущей в практику новые идеи, новое содержание и обновляемую технологию, и составляет инновационный педагогический поток: Интересным является вопрос о жизненном цикле педагогических нововведений.

Такой цикл включает следующие этапы: старт, возникновение, быстрый рост (в борьбе с оппонентами и скептиками), зрелость, насыщение, связанное с более или менее широким продвижением в практику, кризис и финиш, связанные, как правило, со снятием нововведения, как такового, в новой, более эффективной, нередко более общей системе.

В процессе прохождения жизненного цикла вскрываются противоречия самого нововведения и его взаимодействия со средой, разрешение которых либо гармонизирует отношения, либо приводит к отрицанию самого нововведения, его распаду.
 Инновационные процессы новых концепций, рожденных теоретически, проходят следующие этапы.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)