Классификация методов исследования в педагоге и психологии

Одним из научных понятий, связанных с методологией, является понятие метода. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «путь». Понятие «научный метод» подразумевает целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.

В психолого-педагогическом исследовании научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук. Специфика научной деятельности в значительной мере определяется методами – общенаучными и специальными.

Метод познания возникает как система правил и операций, которые обусловлены объективными свойствами системы «субъект-объект». Понятие «метод» применяется и в широком, и в узком смысле этого слова. В первом случае оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов.

Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике это – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др..

Роль методов в развитии науки огромна. И.П. Павлов говорил: «Метод – самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [1о]. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых.

Интересно
Можно утверждать, что развитие психологии и педагогики как наук непосредственно зависит от их методической оснащенности. Поэтому каждый исследователь, ищущий практик должен представлять реальные методические возможности науки, уметь выбирать, а когда необходимо и разрабатывать в соответствии с целью и задачей исследования конкретные методики. А для этого надо иметь представление о системе методов психологии и педагогики как таковой.

Запас научного инструментария педагогики и психологии непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для психологопедагогических целей методов других наук.

В педагогическом исследовании широко используется также понятие «методика». Этот термин применяется для обозначения совокупности (комплекса) различных форм и способов использования методов, с помощью которых осуществляется познание психолого-педагогических явлений и процессов.

Употребляется также понятие «исследовательская процедура». Это социологический термин, обозначающий в большей степени организационную сторону исследования: определение объектов и плана исследования, временных параметров, числа участников, исследовательской базы.

В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. В самом общем виде
все методы исследования в науке обычно подразделяются по степени общности на три группы:

  1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В этом система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам исследования. Диалектический метод – основа всех других методов исследования и имманентно присутствует в них.
  2. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют
    общенаучными.
  3. Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.

Подобная классификация методов находит большое признание в научном мире, в том числе в психологии и педагогике. Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов.

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфичны на каждом из этапов исследования.

Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.

По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)