Классификация методов исследования в педагоге и психологии
Одним из научных понятий, связанных с методологией, является понятие метода. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «путь». Понятие «научный метод» подразумевает целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний.
Метод познания возникает как система правил и операций, которые обусловлены объективными свойствами системы «субъект-объект». Понятие «метод» применяется и в широком, и в узком смысле этого слова. В первом случае оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов.
Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле метод означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике это – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др..
Роль методов в развитии науки огромна. И.П. Павлов говорил: «Метод – самая первая основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [1о]. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности ученых.
Запас научного инструментария педагогики и психологии непрерывно пополняется за счет конструирования новых методов и заимствования пригодных для психологопедагогических целей методов других наук.
Употребляется также понятие «исследовательская процедура». Это социологический термин, обозначающий в большей степени организационную сторону исследования: определение объектов и плана исследования, временных параметров, числа участников, исследовательской базы.
В настоящее время определились некоторые подходы к построению системы методов психологии и педагогики. В самом общем виде
все методы исследования в науке обычно подразделяются по степени общности на три группы:
- Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В этом система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам исследования. Диалектический метод – основа всех других методов исследования и имманентно присутствует в них.
- Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют
общенаучными. - Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.
Подобная классификация методов находит большое признание в научном мире, в том числе в психологии и педагогике. Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов.
Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др.
По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.
- Организационные аспекты исследовательского процесса в образовательных учреждениях
- Специфика научной деятельности в области образования
- Методики педагогического исследования
- Математические и статистические методы педагогического исследования
- Теоретические методы исследования в педагогике
- Эмпирические методы в педагогическом исследовании
- Пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику
- Критерии результативности научно педагогических работ
- Язык и стиль изложения результатов научного исследования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу