Основные виды изложения результатов научного исследования

Научный отчет. Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование работы; методика исследования, ее основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения – деловой, строгий.

Доклад или сообщение. Оформленное письменно, но предназначенное для зачитывания вслух изложение существа исследования и его выводов. Отсюда живой разговорный стиль изложения. Как правило, доклады и сообщения не публикуются. Публикуются только тезисы – краткое изложение основных идей доклада или сообщения.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати – это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются кратко, но содержательно и аргументировано, представляют читателю основные направления работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Рецензия – критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем. Монография (4 и более печатных листов) – более или менее подробное и последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации.

Интересно
Методические рекомендации. Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое – практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.

Диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Диссертация обязательно должна содержать обоснование актуальности темы, ее связь с государственными, ведомственными, территориальными научными программами, характеристику проблемы, объекта и предмета исследования, формулировку гипотезы и выносимых на защиту положений, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий.

Автор должен также дать обоснование новизны основных выводов и их ценности для науки и практики. Кандидатская диссертация должна представлять оригинальное исследование, содержащее новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Докторская – решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, содержащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1-2 печатных листа.

Структура научно-исследовательской работы, как правило, состоит из введения, двух-трех глав (разделов), каждая из которых делится на несколько параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, определение проблемы, объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов. Во введении также определяются цель, задачи и гипотеза исследования.

Первая глава обычно содержит описание современного состояния изучаемого явления, степени его разработанности в психолого-педагогической теории и практике, историю проблемы. Это дает возможность исследователю сделать вывод о том, что же побудило его предложить свое, новое решение научной задачи, приступить к планированию экспериментальной работы.

Первая глава отражает теоретическое обоснование, которое включает анализ литературы и других источников по интересующей исследователя проблематике (педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса. В этой же части излагаются основные постулаты и гипотезы, обосновываются логика и условия поиска.

Практическая часть – наиболее сложный и трудоемкий аспект исследовательской деятельности. Поэтому разрабатывается конкретная программа ее подготовки и проведения (инструментарий, методика, техника регистрации результатов и обработки данных, база экспериментальной работы, выбираются экспериментальные и контрольные группы). В последующих главах описывается методика, ход и результаты практической части работы (часто ее составляет комплексный педагогический эксперимент). Доказывается эффективность нововведений по сравнению с имеющимися решениями психолого-педагогических проблем, делаются выводы и рекомендации об использовании полученных результатов.

Особое внимание обращается на условия и факторы, обеспечивающие эффективность полученных результатов, их представительность, репрезентативность.

Интересно
В конце каждой главы дается краткое резюме или выводы. Обязательной составной частью любой научной работы является библиографическое описание (список использованных литературных источников). Библиографическое описание содержит информацию о литературе, которая использовалась в процессе исследования. Источники информации на иностранных языках включаются в описание на языке оригинала. Перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на виды источников.

Наименования и полные выходные данные всех упоминаемых источников приводятся по последним изданиям (исключения делаются для первоисточников, которые полезно приводить по первому изданию; для других случаев исключения должны быть особо обоснованы) и в соответствии с действующим ГОСТом.

Наиболее простой способ обеспечить выполнение требований – посмотреть, как оформлена библиография в последних научных изданиях. Научно-педагогическая работа имеет оглавление, выполняющее функцию указателя глав (разделов), параграфов. Оно помещается или в начале, или в конце работы. Более логично располагать оглавление в начале.

Часть исследовательского материала, дополняющего содержание труда, может быть оформлена приложением (графики, таблицы, тесты, различные задания, образцы анкет, иллюстрации).

Заключение содержит выводы, в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.
В заключении подводится итог теоретического и прикладного поиска исследователя: делаются теоретические выводы по всем разделам труда. Приводимые в заключении общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам (разделам), они должны отражать новый уровень обобщения и конкретизации знания, полученного в результате проведенного исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)