Онтология образовательно-педагогического дискурса

Область самого образования включает в себя как социальные феномены (социальные и профессиональные роли, действия, ценности и нормы), так и идеальное, желаемое и конструируемое положение вещей, соответственно образовательно-педагогический дискурс имеет как социальную, так и виртуальную предметные области.

Образовательно-педагогический дискурс включает в себя такие ключевые категории, как «воспитание», «социализация», «обучение», «развитие», «умения», «навыки», «способности» и др. Однако все они образуют некоторое категориально-понятийное поле, ядром которого являются категории «личность» и «индивид».

Индивид трактуется как феномен настоящего, как данное здесь и сейчас, а личность — как феномен будущего, как объект устремлений, как желаемое, объект педагогического действия. Для этого типа дискурса характерна трактовка личности как всегда незавершенного в настоящем, «идеального конструкта», а с этим, в свою очередь, связана идея бесконечности образования и воспитания (социализация длится всю жизнь, непрерывное образование).

Интересно
Разделение человеческой онтологии на индивида и личность связано со спецификой целей образовательно-педагогического дискурса. Дискурс образования специфичен инструментальным отношением к индивиду, настоящее состояние которого рассматривается как некоторый ресурс или материал для построения будущей, институционально закрепленной модели его личности.

Дискурс образования наделяет индивида речевыми и мыслительными моделями выражения и описания своей идентичности, и ученики имеют такой образ самих себя, который закрепляется, транслируется и воспроизводится в педагогических текстах (например, речи учителя, биографиях идеальных личностей, психологических диагностических текстах, самоописаниях педагогов).

Личность представляет собой эффект социализации и инкультурации, которые, в свою очередь, трактуются как интериоризация социокультурных образцов и реализация индивидуальных способностей в социокультурном контексте. Эти образцы существуют в форме текста в широком смысле, и, следовательно, формирование личности предполагает главным образом работу с текстами. Даже копирование ребенком действий родителей фиксируется в определенных текстовых практиках, и только в этом случае — при условии закрепления смысла за определенными действиями — можно говорить о формировании личности.

Практика тоже необходимый параметр личности в том случае, если это осмысленная практика, т. е. основанная на смыслах, содержащихся в базовых текстах, участвующих в формировании личности. Исходя из этого личность может трактоваться как своего рода метатекст; она формируется на основе текстов и выражается в виде их переживания и рефлексии над ними. Более того, работа с текстами и смыслами осуществляется в конкретных диалоговых образовательно-воспитательных ситуациях, в которых принципиальными является взаимодействие педагога и воспитуемого.

Личность не может быть сформирована с помощью односторонних принудительных или нормирующих действий, что обосновывается диалоговой природой любой смысловой деятельности. В этом отношении личность может также трактоваться как эффект совместного конструирования и совместного перевода во внутренний план социокультурных образцов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)