Основы учетной политики для целей налогообложения

Статья 313 Налогового кодекса РФ гласит, что порядок ведения налогового учета определяется компанией в учетной политике, которая утверждается распорядительными документами организации.

В статье 11 налогового кодекса РФ дано определение учетной политики для целей налогообложения, как выбранной налогоплательщиком совокупности допускаемых Налоговым кодексом способов определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-
хозяйственной деятельности организации.

Налоговый учет, в соответствии с Налоговым кодексом, представляет собой систему сбора, обработки и обобщения информации из сведений первичных учетных документов, необходимой для расчета налоговой базы по налогу.

Определение налогового учета дано в главе 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций», однако, в статье 313 не уточнено какой (или какие) именно налог (или налоги) подпадают под действие налогового учета. В узком понимании речь идет исключительно о налоге на прибыль организаций, в широком понимании налоговый учет может использоваться для любых налогов, плательщиком которых выступает организация.

Цели налогового учета заключаются в:

  • формировании полной и достоверной информации о порядке ведения учета фактов хозяйственной жизни, произошедших в налоговом периоде, для целей налогообложения;
  • обеспечении внешних и внутренних пользователей сведениями, необходимыми для осуществления контроля правильности, своевременности и полноты исчисления налога и уплаты его в бюджет.

Налоговый учет компания организует самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения учетной политики для целей налогообложения.

Формирование учетной политики для целей налогообложения исходит из необходимости раскрытия только норм, способов и правил из указанных в налоговом законодательстве, по которым у организации есть выбор.

Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения также, как и в учетной политике для целей бухгалтерского учета, будут отражены только много вариантные предписания, по которым организация может осуществить свой выбор способов и методов налогового учета.

Следует иметь в виду, что организация может расширить перечень вопросов, раскрываемых в учетной политике для целей налогообложения в отношении тех вопросов, по которым в законодательстве о налогах и сборах:

  • не указаны конкретные способы расчета налоговой базы и налогов;
  • указаны противоречивые или неясные методы;
  • не уточнены какие-либо понятия, термины, вследствие чего возникает необходимость заимствования их из других законодательных норм (не имеющих непосредственного отношения к налоговому законодательству).

Учетная политика для целей налогообложения утверждается в момент создания организации.

Корректировать положения учетной политики имеет смысл в двух случаях:

  • в случае изменения законодательства о налогах и сборах;
  • в случае изменения применяемых в организации методов налогового учета.

Изменения учетной политики в связи с изменением налогового законодательства необходимо вносить в соответствии с переходными положениями, указанными в конкретном нормативном акте, или не ранее даты вступления в действие соответствующего законодательного изменения.

Изменение учетной политики в связи с изменением применяемых способ налогового учета принимается с начала налогового периода.

Если у компании возникли новые направления деятельности, не указанные в учетной политике, этот документ необходимо дополнить положениями, определяющими порядок налогового учета новых видов деятельности. Такое дополнение учетной политики осуществляется по мере возникновения таких обстоятельств.

Информация учетной политики для целей налогообложения подлежит раскрытию налоговым органам только в случае их запроса в рамках проведения мероприятий по налоговому контролю.

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрена обязанность организации направлять должностным лицам налоговых органов документы, необходимые им проверки правильности исчисления и уплаты налогов.

Правила формирования учетной политики для целей налогообложения:

  • при наличии вариативных предписаний в налоговом законодательстве, организация выбирает один обоснованный вариант налогового учета из предложенных;
  • одновариантные предписания не предусматривают выбор методов налогового учета организацией, поэтому указывать их в учетной политике нет необходимости;
  • вариативные предписания фиксируются в учетной политике только в случае, если они регламентируют операции, совершаемые организацией или планируемые ей к совершению;
  • в случае отсутствия методики применения по какому-либо способу налогового учета, налогоплательщик может:
  • использовать методику финансового учета;
  • разработать методику самостоятельно и указать ее в учетной политике.

Таким образом учетная политика для целей налогообложения содержит способы налогового учета, по которым в законодательстве предусмотрен выбор, собственные, обоснованные нормами права и обычаями делового оборота, способы учета (если в они не определены законодательстве). Подробное раскрытие способов налогового учета необходимо для аргументации позиции налогоплательщика по отдельным вопросам применения налогового права, что служит цели минимизации налоговых рисков компании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)